историческая
справка
1948 год, 8 декабря
зачислена в списки кораблей ВМФ.
1950 год, 13 марта
заложена на эллинге судостроительного завода № 112 «Красное Сормово» им. А.А.
Жданова в гор. Горьком как головная средняя подводная лодка пр. 613.
1950 год, 21 октября
при технической готовности 70% спущена на воду, прибывший экипаж временно
включён в состав 104-го днстрпл 101-й брстрк ВМС (гор. Горький).
1950 год с 1 ноября по октябрь
по внутренним водным путям переведена из гор. Горького в гор. Баку на сдаточную
базу завода для достройки и проведения ходовых испытаний, временно включена в
состав 94-го днстрпл ККФл.
1950 год с 30 декабря по 26 апреля 1951 года
выполнила программу швартовных испытаний.
1951 год с 27 апреля по 28 июня
выполнила программу заводских ходовых испытаний.
1951 год, 9 июня
выполнила программу глубоководного погружения на 203 метров, согласно которой в
контрольных точках корпуса были установлены датчики для измерения напряжений
конструкций, после чего лодку с экипажем в отсеках на талях спасательного судна
спустили на заданную глубину. Обеспечивающие спасательные силы находились в
немедленной готовности оказать помощь подводной лодке.
1951 год, лето
по внутренним водным путям в ТПД переведена из гор. Баку в гор. Молотовск для
продолжения государственных испытаний, временно включена в состав 162 однстрпл
Беломорской флотилии.
1951 год, 2 декабря
подписан приемный акт, вступила в строй.
1951 год, декабрь
включена в состав 96-й брпл 33-й дпл СФ с местом постоянного базирования в
Екатерининской гавани.
1952 год по 1955 год
несколько раз переходила из Екатерининской гавани в гор. Молотовск для
обеспечения испытаний в Белом море больших подводных лодок пр. 611.
1955 год
в течении года в полигонах боевой подготовки дважды имелись аварийные ситуации с
поступлением воды внутрь прочного корпуса: при погружении из-за неисправности
запорной арматуры в трюме 1-го отсека и при срочном погружении из-за деформации
штока привода захлопки вытяжной вентиляции.
1957 год, весна
по внутренним водным путям в ТПД переведена из гор. Молотовска в гор. Горький .
1957 год с 1 июля по апрель 1959 года
на ССЗ «Красное Сормово» им. А.А. Жданова в гор. Горьком переоборудована по
пр. 644. Временно входила в состав 104-й обрстрпл ВМФ.
1959 год с 15 февраля по 16 августа 1959 года
выполнила программу швартовных испытаний в гор. Горьком, после чего переведена
по внутренним водным путям в ТПД в гор. Северодвинск, где временно подчинена 162-му днпл 339-й брстрпл БелВМБ.
1959 год с 27 августа по 15 ноября 1959 года
выполнила программу заводских ходовых испытаний.
1960 год с 15 ноября по 15 января 1960 года
выполнила программу государственных испытания в акватории Белого моря, после
чего совершила переход к постоянному месту базирования из гор. Северодвинска к
постоянному месту базирования в гб. Ягельная. Включена в состав 212-й брпл 8-й дпл
ПС СФ.
1960 год, 15 мая
отнесена к пр. 644.
1960 год, декабрь
после отработки курса боевой подготовки вошла в состав сил постоянной
готовности.
1961 год, 25 января
вышла в море из гб. Сайда с планом на двое суток для отработки курсовых задач и
совершенствования задач одиночного плавания. На борту находилась часть прикомандированного личного состава экипажа С-164 во главе с командиром кап. 3
ранга Николаевым В.А. При этом, командир 8-й дпл ПС СФ кап.1 ранга Егоров Г.М.,
имея серьезные претензии к подготовке командира и экипажа С-80, приказал НШ
8-й дпл корабль в море не выпускать, заниматься совершенствованием навыков в базе.
Тем не менее, в отсутствие командира дивизии, находившегося в море на ПБПЛ
«Иртыш», по приказу Командующего ПС СФ контр-адм. Кудряшова Г.Т., С-80 была
направлена в полигон БП. Получив штормовой прогноз и узнав о выходе С-80, кап.1
р. Егоров Г.М. дал радиограмму в адрес штаба ПС СФ с просьбой вернуть лодку в
базу в связи с надвигающимся ураганом, но это требование выполнено не было.
1961 год, 27 января
около 00.30 с борта С-80 поступило последнее сообщение, больше подводная лодка
на связь не выходила и на запросы не отвечала. По заключению комиссии,
расследовавшей исчезновение лодки, С-80 в 01.30 затонула из-за поступления воды
через шахту РДП вследствие обмерзания поплавкового клапана, все находившиеся на
борту в количестве 68 человек погибли.
подробнее >>
1961 год, 3 февраля
экипаж траулера РТ-38 обнаружил в трале оторванный АСБ с бортовым номером С-80
на шильде.
1961 год, 14 марта
исключена из состава ВМФ. Прибывшая на СФ комиссия Министерства обороны под
председательством маршала Советского Союза Рокоссовского К.К. не смогла
однозначно назвать причины гибели лодки, сделав лишь заключение, что «…на лодке
произошла тяжелая авария, связанная с поломкой техники, с которой экипаж в
условиях урагана не смог справиться». По результатам расследования был снят с
должности командир 212-й брпл кап. 1 ранга Сухомлинов В.И.
1968 год, 23 июня
обнаружена СС «Алтай» на глубине 196 м. в точке с координатами 70°01'23" с.ш.,
36°35'22" в.д. с помощью спускаемой наблюдательной камеры. Лодка лежала без
дифферента с креном 35-37º на правый борт В общей сложности, в опасных
условиях, операторы, в том числе и лично первый заместитель командующего СФ
Герой Советского Союза вице-адм. Петелин А.И., произвели девять спусков в
опускаемом аппарате продолжительностью по 2 - 4 часа.
1969 год, 9 июня
силами специального сформированного ЭОН-69 (командир кап. 1 ранга Минченко С.В.) начаты работы по программе «Глубина».
1969 год, 5 июля
с помощью глубоководных гиней СС «Карпаты» пл оторвана от грунта и перемещена на
60 метров в сторону где вновь опущена на грунт. Все работы по заведению
подъемных устройств контролировались с помощью наблюдательной камеры НК-300,
выполнившей 20 спусков за 67 часов нахождения под водой и рабочей камеры РК-680,
выполнившей 67 спусков за 172 часа нахождения под водой.
1969 год, 10 июля
при абсолютном штиле и сплошном тумане СС «Карпаты» снялось с бочек и начало
буксировку вместе с приподнятой над грунтом лодкой со скоростью 2,5 узла. Через
38 часов С-80 уложена на грунт на глубине 51 метра в в гб. Наша Териберского
залива для переотстропки легководолазами.
1969 год, 24 июля
в 20.30 корпус С-80 всплыл на поверхность и в дальнейшем отбуксирован в
б. Завалишина Териберского залива для осмотра/
1969 год, август
на борт СС «Карпаты» прибыла и начала работу по расследованию обстоятельств
гибели государственная комиссия, сформированная из высококвалифицированных
специалистов ВМФ и Министерста Судостроительной промышленности под
председательством Героя Советского Союза вице-адм. Щедрина Г.И.
1969 год, октябрь
расформирована ЭОН-69, корпус подводной лодки, в ввиду нецелесообразности
проведения восстановительных работ, взорван в б. Завалишина, где до сих пор на
дне остаются его останки. Часть корпусных конструкций оставлены на берегу б.
Завалишина. Там же, в районе 1-го Титовского ручья, находится неизвестное
захоронение, не исключено, что в нем захоронены останки СПК кап. 3 ранга Осипова
В.Е. и КБЧ-2-3 кап. л-та Черничко В.П., которые в момент аварии находились в
боевой рубке. Погибший личный состав похоронен в братской могиле на окраине пос.
Оленья Губа, куда к тому времени была перебазирована 212-я брпл.
Всего с момента постройки
подводная лодка прошла 144481 миль за 17486 ходовых часов.
Бортовые номера: 552
(..1960-1961).
|