История проектирования
Большая дизель-электрическая подводная лодка 1 ранга
с ракетным вооружением проекта 629 является
дальнейшим развитием первых ракетных подводных лодок
проекта АВ611. Вышедшим 26.01.1954 года
постановлением Совета Министров СССР № 136-75 «О
проведении проектно-экспериментальных работ по
вооружению подводных лодок баллистическими ракетами
дальнего радиуса действия и разработке на базе этих
ракет технического проекта большой подводной лодки с
реактивным вооружением», предусматривалось после
завершения экспериментальных пусков баллистических
ракет в рамках проекта «Волна» и получения
необходимых данных для проектирования, разработать
технический проект ракетной подводной лодки
специальной постройки. В мае 1954 Главное управление
кораблестроением ВМФ выдало ЦКБ № 16
тактико-техническое задание на разработку
технического проекта, которому присвоили номер 629,
максимально унифицированного со строящимися
торпедными подводными лодками проекта
611 и
проектировавшимися подводными лодками проекта
641,
причем последний проект был взят за базовый. Главным
конструктором проекта назначен начальник ЦКБ № 16
Исанин Н.Н., главным наблюдающим от ВМФ – офицер
ЦНИИВК кап. 2 ранга Васильев Б.Ф., а в последствии –
офицеры Лягин И.И. и Литошенко В.И. Эскизное
проектирование, выполняемое параллельно с
экспериментальными работами по теме «Волна» –
исследованию возможностей пусков ракет с борта
подводной лодки, показало полную несостоятельность
первоначальных требований задания на проектирование,
в первую очередь, по кораблестроительным элементам,
а также по ракетному комплексу и ряду других
тактико-технических элементов. Так, заданная
дальность стрельбы ракетами в 250 км при наличии у
берегов противника мощной зоны ПЛО в 300-400 км не
позволяла обеспечить подводной лодке достаточной
вероятности успешного выполнения основной задачи –
нанесения ракетного удара по объектам, расположенным
в глубине территории противника. Более того,
разработчиками ракеты Р-11ФМ, предназначавшейся к
вооружению проекта 629, предъявлялось требование
оснастить ракету специальной головной частью типа
РДС-4 или РДС-9, значительно повышающей ударную мощь
ракетного оружия. Но проработки НИИ № 88 показали,
что получить дальность в 250 км при сохранении
габаритов и массы ракеты не удастся, а дальность
полета ракеты морской модификации со специальной
боевой частью составит около 150 км, что резко
снизит и без того невысокие оперативно-тактические
возможности проектируемой подводной лодки. С такими
выводами согласился главный наблюдающий от ВМФ –
кап. 2 ранга Васильев Б.Ф., подписав летом 1955 года
материалы завершенного эскизного проекта. Рассмотрев
предложения двух главных конструкторов – Исанина
Н.Н. и Королева С.П., а также аргументы командования
ВМФ, Совет Министров постановлением № 1601-892сс/оп
от 25.08.1955 предписал создание кораблей проекта
629 и 658 осуществлять под новый ракетный комплекс с
ракетой дальнего радиуса действия, снаряжаемой
специальной боевой частью типа РДС-4 или РДС-9 и
дальностью не менее 400-600 км. Этим же
постановлением Министерству обороны и ВМФ
предписывалось до 15.10.1955 года выдать новое
тактико-техническое задание на корабль и ракетный
комплекс, которое было утверждено и.о.
Главнокомандующего ВМФ 11.01.1956 года. При этом,
впервые в практике, задание выдавалось на «комплекс
ракетного оружия», включавший в себя: ракету,
пусковую установку для ее хранения, транспортировки
и пуска, испытательно-пусковое электрооборудование
системы управления ракетой, счетно-решающее
устройство управления гироскопами ракеты,
счетно-решающие приборы определения момента старта и
аппаратуру управления корабельными системами
предстартовой подготовки и обслуживания. Поскольку
новое задание существенно отличалось от выданного в
1954 году, ЦКБ № 16 разработал новый технический
проект лишь к марту 1956 года. Но в итоге проектных
разработок корпус проектируемой подводной лодки
подвергся существенной перекомпоновке, изменилась
форма теоретического чертежа, архитектура корпуса,
возросли главные измерения, изменился состав и
характеристики ракетного и торпедного оружия,
радиотехнического вооружения, срок автономности,
глубина погружения и т.д. В итоге от первоначального
проекта
641 неизменным осталась лишь
электромеханическая установка. Учитывая значительное
отставание сроков разработки нового ракетного
комплекса и пусковой установки, главный конструктор Исанин Н.Н. предложил все же проектировать корабль
под уже существующую ракету Р-11ФМ, но с запасом на
модернизацию под проектируемый ракетный комплекс,
для чего максимально унифицировать конструкцию
ракет, пусковой установки, счетно-решающие системы
«Доломит» и «Изумруд», системы управления стартом и
всё обеспечивающее оборудование, связанное с
ракетным комплексом для уменьшения объема монтажных
и демонтажных работ при замене одного типа ракет на
другой. Кроме того, под топливо для ракет Р-13,
которые грузились на подводную лодку незаправленными,
в ограждении шахт предусматривалось специальные
цистерны.
Постановлением Совета Министров от 31.08.1956 года новому ракетному
комплексу присваивался условный шифр Д-2. Этим же
постановлением определялись этапы и сроки создания
ракетного комплекса. Так, разработка и предъявление
эскизных проектов на конструкцию, двигательную
установку, системы управления и наземного
оборудования ракеты Р-13 – сентябрь-декабрь 1956
года, летно-конструкторские испытания с неподвижного
и качающегося стендов – декабрь 1957 – февраль 1958
года, летно-конструкторские испытания с борта
подводной лодки проекта 629 – август 1958 года.
Головным исполнителем проекта ракетного комплекса Д-2 назначалось
СКБ-385 с главным конструктором Макеевым В.П. Для
обеспечения требуемых условий для двух разных типов
ракет была спроектирована новая пусковая установка
СМ-60, блок из трех ракетных шахт с гидравлически
открываемыми крышками, новые системы орошения,
аварийного затопления и замещения, пожаротушения и
вентиляции шахт и предстартового обслуживания ракет.
Специалистами СКБ-385 совместно с ЦКБ № 16 и ЦКБ-34 были
разработаны комплекты документации на неподвижный и
качающийся стенды применительно к проекту 629 и
переданы в первом квартале 1957 года на заводе № 402.
В этом же году ЦКБ № 16 приступило к разработке
документации на натурный испытательный отсек РО-629
для испытания на нем конструкций шахт ракет Р-13 на
взрывостойкость, а также документацию на крупное
полигонное оборудование. Документы были переданы
заводу № 402 в январе 1959 года, но по требованию
СКБ-385, подтвержденному представителями ВМФ и МСП,
рабочая документация на отсек РО-629 была еще раз
существенно откорректирована в июле того же года.
В марте 1956 года технический проект был завершен, но не дожидаясь
его утверждения, по указанию МСП, ЦКБ № 16 начало
разработку и выпуск рабочих чертежей и к концу года,
оба завода в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре,
на которых планировалось строительство серии, были
обеспечены рабочей документацией по корпусной и
машиностроительной частям. В декабре 1956 года Совет
Министров утвердил тактико-технические элементы
подводной лодки проекта 629, а в марте 1957 года был
закончен выпуск всей рабочей документации.
Корпус
Архитектурный тип – классический двухкорпусный с
кингстонными и бескингстонными ЦГБ. Прочный корпус
из новой высоколегированной корпусной стали АК-25
длиной 76,8 м., диаметром 5,8 м. и толщиной от 25 до
32 мм. выполнялся полностью сварным, за исключением
съемных листов для погрузки аккумуляторных батарей и
механизмов. Съемные листы соединялись с прочным
корпусом на шпильках через уплотнение из
бензо-маслостойкой резины. Обтекаемая носовая
оконечность обеспечивала хорошую мореходность в
надводном положении, кормовая – удобство размещения
винторулевого комплекса. Легкий корпус имел толщину
4-5 мм., а на протяжении всей ватерлинии был усилен
до 8 мм. толщиной стального листа и дополнительными
стрингерами в расчете на ледовые условия.
Архитектура проекта 629 отличалась рядом особенностей: для
размещения ракетного комплекса был добавлен ракетный
отсек, длиной 12 метров. За счет отказа от
стеллажного боезапаса и задания конструктивной
возможности загрузки торпед через передние крышки
торпедных аппаратов, длина прочного корпуса по
отношению к проекту 641 увеличилась всего на 6,7 м.
Прочный корпус разделялся водонепроницаемыми
переборками на 8 отсеков. Между 4 и 5, 5 и 6 отсекам
переборка была плоская, остальные переборки
выполнены полусферическими, причем в них был
вмонтирован иллюминатор. Шпангоуты располагались
снаружи прочного корпуса и изготавливались из полособульба. Наличие спасательных устройств
образовывало 3 отсека-убежища: 1-й, 3-й и 8-й. Для
увеличения метацентрической высоты с целью придания
дополнительной остойчивости и обеспечения
положительной остойчивости при всплытии, прочный
корпус в районе ракетного отсека имел форму
«восьмерки»: верхняя часть «восьмерки» с диаметром
5,8 м., нижняя – 4.8 м. В оконечностях прочный
корпус имел форму усеченных конусов с
полусферической поверхностью и заканчивался
полусферическими переборками. В районе ракетного
отсека в верхней части прочный корпус был выполнен
из утолщенных листов, а промежутки между шахтами
были усилены толстыми накладными листами. Боевая
рубка выполнялась двухъярусной: в верхнем ярусе
находился пост вахтенного офицера и использовался
при плавании в перископном положении, а также пост
штурмана для работы с астронавигационным перископом
«Лира», в нижнем ярусе – тросовые подъемники
перископов. Длинное, высокое и широкое ограждение,
кроме боевой рубки и выдвижных, закрывало также и
верхние части трех ракетных шахт с механизмами
верхних крышек.
Компоновка отсеков:
1-й отсек – торпедный (жилой); 4 торпедных аппарата калибра 533 мм, койки
личного состава;
2-й отсек – жилой; каюты командира, СПК, ПК, офицерская кают-компания,
4-х местная каюта, рубка гидроакустика, в нижнем ярусе 1-я и 2-я группы
аккумуляторной батареи;
3-й отсек – центральный пост; рубки РТВ, штурманская рубка, НК
«Плутон-629» с АНП «Лира», приборы управления торпедной стрельбой «Ленинград»,
гирокомпас, выдвижные устройства, провизионные камеры;
4-й отсек – ракетный; три шахты с БР, аппаратура КСППО;
5-й отсек – жилой; каюты командира БЧ-5, ЗКПЧ, кают-компания мичманов,
радиорубка, провизионная камера, камбуз, в нижнем ярусе 3-я и 4-я группы
аккумуляторной батареи;
6-й отсек – дизельный; 3 дизеля типа 37Д и 2 дизель-компрессора типа
ДК-2, пост дистанционного управления дизелями отделен от дизельного отсека
шумовой переборкой с дверью на 10-ти задрайках;
7-й отсек – электромоторный; 2 бортовых ГГЭД типа ПГ-101 и 1 средний ГГЭД
типа ПГ-102;
8-й отсек – торпедный (жилой); койки личного состава, кормовой
гирокомпас, насосы гидравлики. Под настилом 1-й палубы - электродвигатель
экономхода ПГ-104, 2 торпедных аппарата калибра 533 мм, без запасных торпед.

Общий вид центрального поста, 3-й отсек, вид в нос.
Вахтенный матрос использует систему
внутрикорабельной связи «Нерпа». (К-79, 1969 г.,
источник:
www.rigapodplav.ru
)
Спасательные устройства
Одноотсечный стандарт обеспечивал
непотопляемость при затоплении любого отсека и двух
прилегающих к нему ЦГБ.
Отсеки-убежища позволяли эвакуировать личный состав
с глубин до 100 м. самостоятельно и до 120 м. при
обеспечении силами аварийно-спасательных служб.
Спасательные люки могли использоваться не только для
спасения подводников, но и для передачи внутрь
затонувшей подводной лодки воды, пищи и
индивидуальных спасательных средств. Шахта люка в
центральном посту и люк в 8-м отсеке снабжались
тубусом, который позволял осуществлять выход
свободным всплытием или по буй-репу с затоплением
отсека. Для выхода из затонувшей подводной лодки
могли использоваться носовые и кормовые торпедные
аппараты после освобождения от находящихся в них
торпед. Способ выхода «по буйрепу» означал, что
выходящий через торпедный аппарат подводник толкал
перед собой буй-вьюшку, которая карабином крепилась
к специальной скобе в нише торпедного аппарата или
спасательного люка концевого отсека. Выходящие из
торпедного аппарата держались буйрепа, на котором
мусинги обозначали места остановки для выдержки
времени на декомпрессию. На глубинах менее 12 м.
можно было обходиться без декомпрессии.
Два аварийно-спасательных буя устанавливались в специальных нишах
на носовой и кормовой надстройке, привод отдачи
стопора буя и отрезания кабель-троса находился на
подволоке в 1-м и 8-м отсеках. Аварийно-спасательные
буи имели фонарь, радио-сигнальное устройство и
телефон, через который могла осуществляться связь с
отсеком аварийной подводной лодкой. Спасательные
люки как 1-го, так и 8-го отсека имели
комингс-площадки для пристыковки спасательного
колокола или самоходного спасательного аппарата. При
этом кабель-тросы АСБ использовались как
направляющий проводник, по которому колокол
опускался до стыковки с комингс-площадкой.
В надстройках и в ограждении рубки имелись выгородки арматуры ЭПРОН,
в которых размещались штуцера и клапаны, позволявшие
спасателям-водолазам подавать воздух в отсеки и на
продувание ЦГБ, а также самостоятельно продувать ЦГБ.
Уже в ходе строительства серии спасательные
устройства были дополнены 4-мя штоковыми
устройствами ШУ-200 для подъема затонувшей подводной
лодки, которые располагались на носовой надстройке:
по левому борту над нишей НГР и между
аварийно-спасательным люком 1-го отсека и АСБ. На
кормовой надстройке по правому борту в районе 6-го
отсека и в районе 8-го отсека.
Пожаротушение обеспечивалось системой ЖС-52 и ВПЛ-52. В отсеках
имелись щиты с аварийно-спасательным инструментом и
переносными огнетушителями. В специальных резиновых
20-ти литровых мешках в аккумуляторных и
электромоторном отсеках хранилась дистиллированная
вода для тушения небольших очагов возгораний
электрооборудования под напряжением.
Энергетическая установка
Дизельная установка, расположенная в
5-м отсеке, состояла из 3-х двухтактных
шестицилиндровых нереверсивных дизелей с
прямоточно-клапанной продувкой и ротативной
воздуходувкой типа 37Д производства Коломенского
завода мощностью 2000 л.с. при 500 об./мин.
2 бортовых главных гребных электродвигателя (ГГЭД) типа ПГ-101 –
двухъякорные с поворотными станинами и воздушным
охлаждением, мощностью 1350 л.с. при 420 об./мин.,
вместе со станциями управления располагались в 6-м
отсеке. Воздух, охлаждавший ГГЭД, поступал на
воздухоохладители, и затем сбрасывался в отсек.
Средний ГГЭД типа ПГ-102 мощностью 2700 л.с. при 540
об./мин. ГЭД экономического хода типа ПГ-104
мощностью 140 л.с. при 175 об./мин размещался в 7-м
отсеке под настилом палубы.
Лодки оснащались устройством РДП с поплавковым
клапаном и системой обогрева от обмерзания,
рефрижераторной установкой, кондиционером воздуха и
опреснителем. Удаление выхлопных газов производилось
через стационарную шахту, размещенную в кормовой
части ограждения рубки.
Аккумуляторная батарея из четырех групп по 112 элементов
свинцово-кислотных аккумуляторов типа 46СУ в каждой
размещалась в герметичных аккумуляторных ямах во 2-м
и 4-м отсеках в два яруса. Каждая аккумуляторная яма
оснащалась системой механического перемешивания
электролита.
Линии вала, в зависимости от режима использования средств движения,
разделялись разобщительными шинно-пневматическими
муфтами (ШПМ) между дизелями и ГГЭД, ГГЭД и упорными
подшипниками. При работе дизеля на винт подключались
ШПМ, а ротор ГГЭД или вращался вхолостую, или
работал в генераторном режиме. По сравнению с ранее
применявшимися на подводных лодках муфтами типа
БАМАГ, ШПМ имели явные преимущества, поскольку
допускали значительно большие изломы и смещения
сопрягаемых частей валов, были значительно проще в
монтаже, поскольку допускали сборку на плаву, были
достаточно просты в обслуживании и надежно
обеспечивали звукоизоляцию работающих дизелей. На
средней линии вала находился ГЭД экономического хода
ПГ-104, через полый якорь которого проходил гребной
вал, соединенный с ним при помощи звукоизолирующей
муфты напрямую, без каких-либо передаточных
устройств, что обеспечивало простоту конструкции и
бесшумность работы вала в режиме экономического
хода. Линии вала оснащались 5 лопастными винтами.
Все шумящие механизмы устанавливались на звукоизолирующих
амортизаторах.
Запас топлива размещался в 6-ти внутренних топливных цистернах,
одна из которых была предназначена для хранения
топлива марки ДС для дизель-компрессоров ДК-2, и
7-ми цистернах, расположенных вне прочного корпуса.
Для приема усиленного запаса топлива использовалась
уравнительная цистерна № 2, хотя эта мера и
приводила к неудобствам при управлении подводной
лодкой. Нормальный запас топлива составлял 283
тонны, усиленный – 353 тонны.
Общекорабельные системы
Запас ВВД давлением 200 кг/см.кв.
хранился в 36-ти баллонах, общим объемом ок. 14900
литров, расположенных в надстройке и внутри прочного
корпуса. Пополнение ВВД осуществлялось двумя
дизель-компрессорами типа ДК-2 (копия
дизель-компрессоров немецкой фирмы Junkers),
расположенными в кормовой части 5-го отсека и одним
электрокомпрессором ЭК-15 в 6-м отсеке. Время
пополнения всего запаса сжатого воздуха – 7 час. 32
мин. Для экономии запасов воздуха предусматривалась
продувка части цистерн главного балласта
отработанными газами дизелей или воздухом низкого
давления при работе дизеля в режиме компрессора с
приводом от ГЭД.
Система погружения-всплытия размещалась в междубортном пространстве
и состояла из 10 цистерн главного балласта. Носовая
группа объединяла ЦГБ № 1, 2, 3 и 4, средняя – ЦГБ №
5 и 6, кормовая – ЦГБ № 7,8, 9, Цистерны № 1, 2, 5,
6, 7, 8 были кингстонными, остальные –
безкингстонными, кроме того, ЦГБ № 2, 7 и 8 были
предназначены для приема усиленного запаса топлива.
На всех балластных цистернах, кроме цистерн № 1, 9,
10, перед клапанами вентиляции устанавливались
аварийные захлопки с ручным приводом, которые
открывались в момент приготовления ПЛ к бою и
походу. Для приема нормального запаса топлива
предназначались 6 цистерн внутри ПК и 8 цистерн в
килевой части междубортного пространства.
Израсходованное топливо замещалось забортной водой,
разница по массе – из уравнительной цистерны № 2.
Цистерны маневренного балласта также находились в
междубортном пространстве и включали в себя 2
прочные уравнительные цистерны и три прочные
цистерны замещения веса ракет. На лодках проекта 629
имелась прочная цистерна аварийного замещения (ЦАЗ)
для компенсации отрицательной плавучести в случае
аварийного затопления одной из шахт. Располагалась в
межбортном пространстве и могла быть использована
для приема усиленного запаса топлива.
Для приведения в действие выдвижных устройств, приводов рулей,
захлопок РДП, клапанов вентиляции, кингстонов ЦГБ и
ряда других механизмов, на пл устанавливалась
система гидравлики из четырех насосных станций с
рабочим давлением 100 кг/с.см.кв., рабочее тело –
жидкость ПГВ. На случай выхода из строя
электронасосов предусматривались ручные насосы в
1-м, 3-м и 4-м отсеках.
Дифферентная система использовала бесшумный способ перекачки воды
путем наддува дифферентных цистерн.
На подводной лодке устанавливалась система стабилизации глубины без
хода типа «Спрут», но впоследствии она была заменена
на систему «Мрамор», осуществлявшую стабилизацию
глубины погружения как путем автоматического
управления плавучестью ПЛ, так и путем
автоматического управления горизонтальными рулями.
Запас пресной воды на первых пл серии обеспечивал
всего 40% автономности. Его пополнение
осуществлялось двумя электроопреснительными
установками с последующим обогащением
дистиллированной воды солями жесткости в
фильтре-обогатителе. В дальнейшем запас пресной воды
был увеличен на 2,9 м.куб. за счет использования
размещенной в ограждении рубки прочной шахты
стабилизатора глубины без хода «Спрут».
Для охлаждения воздуха в отсеках и уменьшения его влажности, на пл
устанавливались фреоновые холодильные машины типа
К-5.
В основном общесудовые системы и механизмы по конструкции
существенных отличий от таковых на
641 проекте не
имели.
Торпедное вооружение
Лодки 629 и 629а проектов имели 4
носовых и 2 кормовых торпедных аппарата без
стеллажных торпед калибра 533 мм с системой
воздушной стрельбы ГС-100, обеспечивавшей стрельбу
до глубины 100 м. В носовые и кормовые аппараты со
стороны передней крышки загружались
противокорабельные и противолодочные торпеды
(53-65К, САЭТ-60М). Для подготовки данных при
выполнении торпедной стрельбы использовался комплект
приборов управления торпедной стрельбой (ПУТС)
«Ленинград-629».
Ракетное вооружение
После серии успешных пусков, с ноября
1959 года по август 1960 года, с борта
Б-92, 13
октября 1960 года Р-13 была принята на вооружение.
Стрельба ракетами Р-11ФМ, как и Р-13, могла быть
выполнена только из надводного положения, что делало
корабли проекта 629 уязвимыми и зависимыми от
различных условий.

Пуск БР Р-13 комплекса Д-2. (Б-92, 1959 г.,
источник:
www.forums.airbase.ru
)
Штурманское вооружение
Комплект навигационного оборудования
включал в себя: НК «Плутон-629» с
астро-навигационным перископом ПР-12 «Лира-1» и
системой радионавигации АРП-53, лаг ГОМ-23, эхолот
НЭЛ-4. Подлодки были оснащены зенитными перископами
ПЗН-9 или ПЗНГ с датчиками ДКУ-7, и командирскими
ПАНО-1 с датчиками ДКУ-5. Конструкция перископа
позволяла изменять высоту его подъема, оставляя
положение окуляра постоянным по высоте, и
производить круговой обзор, находясь на специальной
площадке, вращавшейся вместе с перископом при помощи
гидропривода.
Гидроакустическое вооружение
Включало в себя гидролокационную
станцию «Арктика-М» и шумопеленгаторную станцию
МГ-10, станцию ЗПС МГ-15 «Свияга», станцию «Береста»
для определения скорости звука в воде.
Радиотехническое вооружение и связь
Радиолокационное оборудование:
радиопеленгатор РЛС общего назначения «Флаг»,
радиолокационный ответчик опознавания «Хром-К», РЛС
обнаружения радиолокационных сигналов «Накат». Связь
обеспечивалась: коротковолновыми передатчиками
Р-641, Р-647, Р-670, всеволновым радиопередатчиком
Р-673 и ультракоротковолновым приемопередатчиком
«Рейд-И», радиотрансляционная установка МКТУ-Ш и
радиостанция дальней связи «Ива-МВ» с
подъемно-мачтовым устройством К-650У, расположенным
на кормовой надстройке вдоль правого борта.
Обитаемость
Экипаж состоял из 83 человек, из них 15 офицеров, 68 старшин и
матросов. Изначально штатное расписание предусматривало наличие двух командиров
(моторной и электротехнической) групп в БЧ-5, однако с 1982. должность КЭТГ была
упразднена. Так же на некоторых пл в штате была офицерская должность командира
группы ОСНАЗ, который по мере необходимости прикомандировывался на другие пл,
например, на выполнение БС (на остальных пл это была старшинская должность). Для
размещения офицерского состава имелись каюты командира, старпома, помощника,
замполита 4-хместная офицерская каюта во 2 отсеке по левому борту, 2х местная
каюта офицеров на верхней палубе 4 отсека. Для размещения мичманского состава
служила 4-х местная каюта в 5 отсеке по левому борту (она же служила
кают-компанией мичманов). Для размещения личного состава были предусмотрены
койки в 1,4,6 и 8 отсеках. Регенерация воздуха осуществлялась химическими
регенеративными установками РДУ-2, запас регенеративных пластин позволял
находиться в подводном положении до 600 часов. Автономность по запасам провизии
и топлива у проекта 629 ограничивалась 70 сутками, но фактически имелась
возможность и более длительного нахождения в море.
Строительство проекта
Не ожидая утверждения технического
проекта и окончания выпуска рабочих чертежей, серия
из 23 единиц одновременно была принята в
строительство на судостроительном заводе № 402 в г.
Северодвинске и на судостроительном заводе № 199 в
г. Комсомольске-на-Амуре. Темп строительства был
таков, что уже в конце 1958 года оба головных
корабля были представлены на испытания. В
Северодвинске было организовано поточно-позиционным
методом, позволившим с интервалом в два месяца
заложить 4 корпуса. Но на заводе № 199 второй корпус
заложили лишь через пять месяцев. Сказывалась
удаленность от основных промышленных центров страны,
располагавшихся в европейской части. Серийные
корабли, испытывавшиеся по сокращенной программе в
1959 году по срокам догнали головные заказы. В итоге
в 1960 году ВМФ получил 6 подводных ракетоносцев, а
в 1961 – еще 7. Два последних корабля были сданы в
1962 году. Всего от закладки головного заказа № 131
05.10.1957 до ввода в состав ВМФ последнего заказа №
137 19.12.1962 прошло 5 лет 2 месяца и 14 дней.
По причине отставания графика разработки и поставок оборудования от
строительства серии часть систем устанавливалась на
последующие заказы. В 1959-1960 гг. было принято
несколько совместных решений, в соответствии с
которыми, начиная с заказа № 811, устанавливались
новые комплекты радиосвязи и радиоразведки, а с
заказа № 815 уже при постройке установили
гидроакустическую шумопеленгаторную станцию МГ-10.
Заказы, не получившие новое оборудование в процессе
постройки, например, станцию «Береста»,
заваливающуюся антенну связи «Ива-У», съемную
штыревую антенну станции К-561 «Искра», приборы
ГИ-102 и др., получали новое оборудование в процессе
заводских ремонтов и модернизаций. Тем не менее,
были случаи, когда новое оборудование так и не было
поставлено. Например, на
БС-113 так и не была
установлена «Ива-У».
Эксплуатация проекта
Подводные лодки 629 проекта
эксплуатировались на всех флотах, выполняя дальние
океанские походы и боевые службы.
После постройки 16 лодок базировалось на СФ, 7 – на ТОФ. Осенью
1968 года К-36 и
К-91 в составе
ЭОН-78 перешли на ТОФ, в 1971 перешла
К-61, в 1973 –
К-83 и К-107, и в
1974 – К-113. Осенью 1976 года с СФ на БФ была
перебазирована 16-я дпл в количестве 6 единиц.
Осенью 1978 с СФ на ЧФ была передана
БС-153 проекта
619. По мере устаревания и вывода из боевого состава
ВМФ лодки утилизировались, или были проданы за рубеж
для дальнейшей разделки на металл. На БФ пять
кораблей серии из состава 16 дивизии:
Б-142,
Б-79,
Б-183, Б-96, Б-372 были оставлены в Лиепае при
выводе сил флота и проданы немецкой фирме.
|