Проект 629 и модификации


 

 

изображение проекта

проект 629

Боковые виды и вид сверху К-83 проекта 629. 1962 год.

проект 629

Боковой вид К-79 проекта 629. 1964 год.

проект 629

Продольный разрез проекта 629. (1143 КБ)

состав проекта

Завод Заводской
номер
Тактический
номер
Наименование Дата
закладки
Дата
спуска
Вступление
в строй
Примечание
1 402 801

Б-92, К-96, Б-96

 

 

14.10.1957 16.09.1958 29.12.1959 629а
2 402 802

Б-40, К-72, Б-372

 

 

16.12.1957 12.04.1959 30.11.1959 629а
3 402 803

Б-41, К-79, Б-79

 

 

17.02.1958 16.06.1959 25.11.1959 629а
4 402 804

Б-42, К-83, Б-83, БС-83

 

 

26.04.1958 23.07.1959 29.11.1959 629р
5 402 805

Б-121, К-102

 

 

28.05.1958 19.09.1959 25.12.1959 605
6 402 806

Б-125, К-107, Б-107, БС-107

 

 

12.11.1958 23.04.1960 14.08.1960 629р
7 402 807

Б-45, К-88, Б-183

 

 

20.11.1958 04.06.1960 15.09.1960 629а
8 402 808

Б-29, К-61, Б-167, БС-167

 

 

20.05.1959 27.08.1960 26.11.1960 629р
9 402 809

Б-146, К-113, БС-113, РЗС-97, ПЗС-65

 

 

10.07.1959 17.09.1960 30.11.1960
10 402 810

Б-149, К-118, Б-118, РЗС-439

 

 

20.10.1959     601
11 402 811

Б-26, К-36, Б-106

 

 

18.03.1960 09.05.1961 31.12.1961 629а
12 402 812

Б-48, К-91, Б-91

 

 

09.08.1960 27.05.1961 23.09.1961 629а
13 СМП 813

К-93, Б-93

 

 

10.10.1960 18.07.1961 16.11.1961 629а
14 СМП 814

К-110, Б-110, БС-110

 

 

01.12.1960 25.08.1961 28.11.1961
15 СМП 815

Б-153, К-153, БС-153

 

 

07.12.1960 27.09.1961 15.12.1961 619
16 СМП 816

К-142, Б-142

 

 

20.01.1961 17.09.1961 28.12.1961 629б
1 ЛК 131

Б-93, К-126, Б-126

 

 

05.10.1957 16.08.1958 31.12.1959 629а
2 ЛК 132

Б-103, К-129

 

 

15.03.1958 06.05.1959 31.12.1959 629а
3 ЛК 133

Б-109, К-136, БС-136

 

 

19.07.1958 10.09.1959 12.10.1960
4 ЛК 134

Б-113, К-139, Б-139

 

 

29.11.1958 12.05.1960 12.12.1961 629а
5 ЛК 135

Б-46, К-75, Б-575

 

 

11.04.1959 07.05.1961 16.12.1961 629а
6 ЛК 136

Б-51, К-99, Б-99

 

 

31.10.1959 20.08.1961 27.01.1962 629а
7 ЛК 137

Б-163, К-163

 

 

26.11.1960 07.07.1962 19.12.1962 629а
8 ЛК 138

1011, 200

 

 

10.1959 1965 30.03.1966 Китай
9 ЛК 139

н.д.

 

 

12.1959 - - Китай
Резервные (номерные) экипажи: 283, 284, 285, 288, 303, 337, 381, 435

 


История проектирования

   Большая дизель-электрическая подводная лодка 1 ранга с ракетным вооружением проекта 629 является дальнейшим развитием первых ракетных подводных лодок проекта АВ611. Вышедшим 26.01.1954 года постановлением Совета Министров СССР № 136-75 «О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего радиуса действия и разработке на базе этих ракет технического проекта большой подводной лодки с реактивным вооружением», предусматривалось после завершения экспериментальных пусков баллистических ракет в рамках проекта «Волна» и получения необходимых данных для проектирования, разработать технический проект ракетной подводной лодки специальной постройки. В мае 1954 Главное управление кораблестроением ВМФ выдало ЦКБ № 16 тактико-техническое задание на разработку технического проекта, которому присвоили номер 629, максимально унифицированного со строящимися торпедными подводными лодками проекта 611 и проектировавшимися подводными лодками проекта 641, причем последний проект был взят за базовый. Главным конструктором проекта назначен начальник ЦКБ № 16 Исанин Н.Н., главным наблюдающим от ВМФ – офицер ЦНИИВК кап. 2 ранга Васильев Б.Ф., а в последствии – офицеры Лягин И.И. и Литошенко В.И. Эскизное проектирование, выполняемое параллельно с экспериментальными работами по теме «Волна» – исследованию возможностей пусков ракет с борта подводной лодки, показало полную несостоятельность первоначальных требований задания на проектирование, в первую очередь, по кораблестроительным элементам, а также по ракетному комплексу и ряду других тактико-технических элементов. Так, заданная дальность стрельбы ракетами в 250 км при наличии у берегов противника мощной зоны ПЛО в 300-400 км не позволяла обеспечить подводной лодке достаточной вероятности успешного выполнения основной задачи – нанесения ракетного удара по объектам, расположенным в глубине территории противника. Более того, разработчиками ракеты Р-11ФМ, предназначавшейся к вооружению проекта 629, предъявлялось требование оснастить ракету специальной головной частью типа РДС-4 или РДС-9, значительно повышающей ударную мощь ракетного оружия. Но проработки НИИ № 88 показали, что получить дальность в 250 км при сохранении габаритов и массы ракеты не удастся, а дальность полета ракеты морской модификации со специальной боевой частью составит около 150 км, что резко снизит и без того невысокие оперативно-тактические возможности проектируемой подводной лодки. С такими выводами согласился главный наблюдающий от ВМФ – кап. 2 ранга Васильев Б.Ф., подписав летом 1955 года материалы завершенного эскизного проекта. Рассмотрев предложения двух главных конструкторов – Исанина Н.Н. и Королева С.П., а также аргументы командования ВМФ, Совет Министров постановлением № 1601-892сс/оп от 25.08.1955 предписал создание кораблей проекта 629 и 658 осуществлять под новый ракетный комплекс с ракетой дальнего радиуса действия, снаряжаемой специальной боевой частью типа РДС-4 или РДС-9 и дальностью не менее 400-600 км. Этим же постановлением Министерству обороны и ВМФ предписывалось до 15.10.1955 года выдать новое тактико-техническое задание на корабль и ракетный комплекс, которое было утверждено и.о. Главнокомандующего ВМФ 11.01.1956 года. При этом, впервые в практике, задание выдавалось на «комплекс ракетного оружия», включавший в себя: ракету, пусковую установку для ее хранения, транспортировки и пуска, испытательно-пусковое электрооборудование системы управления ракетой, счетно-решающее устройство управления гироскопами ракеты, счетно-решающие приборы определения момента старта и аппаратуру управления корабельными системами предстартовой подготовки и обслуживания. Поскольку новое задание существенно отличалось от выданного в 1954 году, ЦКБ № 16 разработал новый технический проект лишь к марту 1956 года. Но в итоге проектных разработок корпус проектируемой подводной лодки подвергся существенной перекомпоновке, изменилась форма теоретического чертежа, архитектура корпуса, возросли главные измерения, изменился состав и характеристики ракетного и торпедного оружия, радиотехнического вооружения, срок автономности, глубина погружения и т.д. В итоге от первоначального проекта 641 неизменным осталась лишь электромеханическая установка. Учитывая значительное отставание сроков разработки нового ракетного комплекса и пусковой установки, главный конструктор Исанин Н.Н. предложил все же проектировать корабль под уже существующую ракету Р-11ФМ, но с запасом на модернизацию под проектируемый ракетный комплекс, для чего максимально унифицировать конструкцию ракет, пусковой установки, счетно-решающие системы «Доломит» и «Изумруд», системы управления стартом и всё обеспечивающее оборудование, связанное с ракетным комплексом для уменьшения объема монтажных и демонтажных работ при замене одного типа ракет на другой. Кроме того, под топливо для ракет Р-13, которые грузились на подводную лодку незаправленными, в ограждении шахт предусматривалось специальные цистерны.

   Постановлением Совета Министров от 31.08.1956 года новому ракетному комплексу присваивался условный шифр Д-2. Этим же постановлением определялись этапы и сроки создания ракетного комплекса. Так, разработка и предъявление эскизных проектов на конструкцию, двигательную установку, системы управления и наземного оборудования ракеты Р-13 – сентябрь-декабрь 1956 года, летно-конструкторские испытания с неподвижного и качающегося стендов – декабрь 1957 – февраль 1958 года, летно-конструкторские испытания с борта подводной лодки проекта 629 – август 1958 года.

   Головным исполнителем проекта ракетного комплекса Д-2 назначалось СКБ-385 с главным конструктором Макеевым В.П. Для обеспечения требуемых условий для двух разных типов ракет была спроектирована новая пусковая установка СМ-60, блок из трех ракетных шахт с гидравлически открываемыми крышками, новые системы орошения, аварийного затопления и замещения, пожаротушения и вентиляции шахт и предстартового обслуживания ракет.

   Специалистами СКБ-385 совместно с ЦКБ № 16 и ЦКБ-34 были разработаны комплекты документации на неподвижный и качающийся стенды применительно к проекту 629 и переданы в первом квартале 1957 года на заводе № 402. В этом же году ЦКБ № 16 приступило к разработке документации на натурный испытательный отсек РО-629 для испытания на нем конструкций шахт ракет Р-13 на взрывостойкость, а также документацию на крупное полигонное оборудование. Документы были переданы заводу № 402 в январе 1959 года, но по требованию СКБ-385, подтвержденному представителями ВМФ и МСП, рабочая документация на отсек РО-629 была еще раз существенно откорректирована в июле того же года.

   В марте 1956 года технический проект был завершен, но не дожидаясь его утверждения, по указанию МСП, ЦКБ № 16 начало разработку и выпуск рабочих чертежей и к концу года, оба завода в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре, на которых планировалось строительство серии, были обеспечены рабочей документацией по корпусной и машиностроительной частям. В декабре 1956 года Совет Министров утвердил тактико-технические элементы подводной лодки проекта 629, а в марте 1957 года был закончен выпуск всей рабочей документации.

Корпус

   Архитектурный тип – классический двухкорпусный с кингстонными и бескингстонными ЦГБ. Прочный корпус из новой высоколегированной корпусной стали АК-25 длиной 76,8 м., диаметром 5,8 м. и толщиной от 25 до 32 мм. выполнялся полностью сварным, за исключением съемных листов для погрузки аккумуляторных батарей и механизмов. Съемные листы соединялись с прочным корпусом на шпильках через уплотнение из бензо-маслостойкой резины. Обтекаемая носовая оконечность обеспечивала хорошую мореходность в надводном положении, кормовая – удобство размещения винторулевого комплекса. Легкий корпус имел толщину 4-5 мм., а на протяжении всей ватерлинии был усилен до 8 мм. толщиной стального листа и дополнительными стрингерами в расчете на ледовые условия.

   Архитектура проекта 629 отличалась рядом особенностей: для размещения ракетного комплекса был добавлен ракетный отсек, длиной 12 метров. За счет отказа от стеллажного боезапаса и задания конструктивной возможности загрузки торпед через передние крышки торпедных аппаратов, длина прочного корпуса по отношению к проекту 641 увеличилась всего на 6,7 м. Прочный корпус разделялся водонепроницаемыми переборками на 8 отсеков. Между 4 и 5, 5 и 6 отсекам переборка была плоская, остальные переборки выполнены полусферическими, причем в них был вмонтирован иллюминатор. Шпангоуты располагались снаружи прочного корпуса и изготавливались из полособульба. Наличие спасательных устройств образовывало 3 отсека-убежища: 1-й, 3-й и 8-й. Для увеличения метацентрической высоты с целью придания дополнительной остойчивости и обеспечения положительной остойчивости при всплытии, прочный корпус в районе ракетного отсека имел форму «восьмерки»: верхняя часть «восьмерки» с диаметром 5,8 м., нижняя – 4.8 м. В оконечностях прочный корпус имел форму усеченных конусов с полусферической поверхностью и заканчивался полусферическими переборками. В районе ракетного отсека в верхней части прочный корпус был выполнен из утолщенных листов, а промежутки между шахтами были усилены толстыми накладными листами. Боевая рубка выполнялась двухъярусной: в верхнем ярусе находился пост вахтенного офицера и использовался при плавании в перископном положении, а также пост штурмана для работы с астронавигационным перископом «Лира», в нижнем ярусе – тросовые подъемники перископов. Длинное, высокое и широкое ограждение, кроме боевой рубки и выдвижных, закрывало также и верхние части трех ракетных шахт с механизмами верхних крышек.

Компоновка отсеков:
1-й отсек – торпедный (жилой); 4 торпедных аппарата калибра 533 мм, койки личного состава;
2-й отсек – жилой; каюты командира, СПК, ПК, офицерская кают-компания, 4-х местная каюта, рубка гидроакустика, в нижнем ярусе 1-я и 2-я группы аккумуляторной батареи;
3-й отсек – центральный пост; рубки РТВ, штурманская рубка, НК «Плутон-629» с АНП «Лира», приборы управления торпедной стрельбой «Ленинград», гирокомпас, выдвижные устройства, провизионные камеры;
4-й отсек – ракетный; три шахты с БР, аппаратура КСППО;
5-й отсек – жилой; каюты командира БЧ-5, ЗКПЧ, кают-компания мичманов, радиорубка, провизионная камера, камбуз, в нижнем ярусе 3-я и 4-я группы аккумуляторной батареи;
6-й отсек – дизельный; 3 дизеля типа 37Д и 2 дизель-компрессора типа ДК-2, пост дистанционного управления дизелями отделен от дизельного отсека шумовой переборкой с дверью на 10-ти задрайках;
7-й отсек – электромоторный; 2 бортовых ГГЭД типа ПГ-101 и 1 средний ГГЭД типа ПГ-102;
8-й отсек – торпедный (жилой); койки личного состава, кормовой гирокомпас, насосы гидравлики. Под настилом 1-й палубы - электродвигатель экономхода ПГ-104, 2 торпедных аппарата калибра 533 мм, без запасных торпед.
 

проект 629

Общий вид центрального поста, 3-й отсек, вид в нос. Вахтенный матрос использует систему внутрикорабельной связи «Нерпа». (К-79, 1969 г., источник: www.rigapodplav.ru )

Спасательные устройства

   Одноотсечный стандарт обеспечивал непотопляемость при затоплении любого отсека и двух прилегающих к нему ЦГБ.
Отсеки-убежища позволяли эвакуировать личный состав с глубин до 100 м. самостоятельно и до 120 м. при обеспечении силами аварийно-спасательных служб. Спасательные люки могли использоваться не только для спасения подводников, но и для передачи внутрь затонувшей подводной лодки воды, пищи и индивидуальных спасательных средств. Шахта люка в центральном посту и люк в 8-м отсеке снабжались тубусом, который позволял осуществлять выход свободным всплытием или по буй-репу с затоплением отсека. Для выхода из затонувшей подводной лодки могли использоваться носовые и кормовые торпедные аппараты после освобождения от находящихся в них торпед. Способ выхода «по буйрепу» означал, что выходящий через торпедный аппарат подводник толкал перед собой буй-вьюшку, которая карабином крепилась к специальной скобе в нише торпедного аппарата или спасательного люка концевого отсека. Выходящие из торпедного аппарата держались буйрепа, на котором мусинги обозначали места остановки для выдержки времени на декомпрессию. На глубинах менее 12 м. можно было обходиться без декомпрессии.

   Два аварийно-спасательных буя устанавливались в специальных нишах на носовой и кормовой надстройке, привод отдачи стопора буя и отрезания кабель-троса находился на подволоке в 1-м и 8-м отсеках. Аварийно-спасательные буи имели фонарь, радио-сигнальное устройство и телефон, через который могла осуществляться связь с отсеком аварийной подводной лодкой. Спасательные люки как 1-го, так и 8-го отсека имели комингс-площадки для пристыковки спасательного колокола или самоходного спасательного аппарата. При этом кабель-тросы АСБ использовались как направляющий проводник, по которому колокол опускался до стыковки с комингс-площадкой.

   В надстройках и в ограждении рубки имелись выгородки арматуры ЭПРОН, в которых размещались штуцера и клапаны, позволявшие спасателям-водолазам подавать воздух в отсеки и на продувание ЦГБ, а также самостоятельно продувать ЦГБ. Уже в ходе строительства серии спасательные устройства были дополнены 4-мя штоковыми устройствами ШУ-200 для подъема затонувшей подводной лодки, которые располагались на носовой надстройке: по левому борту над нишей НГР и между аварийно-спасательным люком 1-го отсека и АСБ. На кормовой надстройке по правому борту в районе 6-го отсека и в районе 8-го отсека.

   Пожаротушение обеспечивалось системой ЖС-52 и ВПЛ-52. В отсеках имелись щиты с аварийно-спасательным инструментом и переносными огнетушителями. В специальных резиновых 20-ти литровых мешках в аккумуляторных и электромоторном отсеках хранилась дистиллированная вода для тушения небольших очагов возгораний электрооборудования под напряжением.

Энергетическая установка

   Дизельная установка, расположенная в 5-м отсеке, состояла из 3-х двухтактных шестицилиндровых нереверсивных дизелей с прямоточно-клапанной продувкой и ротативной воздуходувкой типа 37Д производства Коломенского завода мощностью 2000 л.с. при 500 об./мин.

   2 бортовых главных гребных электродвигателя (ГГЭД) типа ПГ-101 – двухъякорные с поворотными станинами и воздушным охлаждением, мощностью 1350 л.с. при 420 об./мин., вместе со станциями управления располагались в 6-м отсеке. Воздух, охлаждавший ГГЭД, поступал на воздухоохладители, и затем сбрасывался в отсек. Средний ГГЭД типа ПГ-102 мощностью 2700 л.с. при 540 об./мин. ГЭД экономического хода типа ПГ-104 мощностью 140 л.с. при 175 об./мин размещался в 7-м отсеке под настилом палубы.

Лодки оснащались устройством РДП с поплавковым клапаном и системой обогрева от обмерзания, рефрижераторной установкой, кондиционером воздуха и опреснителем. Удаление выхлопных газов производилось через стационарную шахту, размещенную в кормовой части ограждения рубки.

   Аккумуляторная батарея из четырех групп по 112 элементов свинцово-кислотных аккумуляторов типа 46СУ в каждой размещалась в герметичных аккумуляторных ямах во 2-м и 4-м отсеках в два яруса. Каждая аккумуляторная яма оснащалась системой механического перемешивания электролита.

   Линии вала, в зависимости от режима использования средств движения, разделялись разобщительными шинно-пневматическими муфтами (ШПМ) между дизелями и ГГЭД, ГГЭД и упорными подшипниками. При работе дизеля на винт подключались ШПМ, а ротор ГГЭД или вращался вхолостую, или работал в генераторном режиме. По сравнению с ранее применявшимися на подводных лодках муфтами типа БАМАГ, ШПМ имели явные преимущества, поскольку допускали значительно большие изломы и смещения сопрягаемых частей валов, были значительно проще в монтаже, поскольку допускали сборку на плаву, были достаточно просты в обслуживании и надежно обеспечивали звукоизоляцию работающих дизелей. На средней линии вала находился ГЭД экономического хода ПГ-104, через полый якорь которого проходил гребной вал, соединенный с ним при помощи звукоизолирующей муфты напрямую, без каких-либо передаточных устройств, что обеспечивало простоту конструкции и бесшумность работы вала в режиме экономического хода. Линии вала оснащались 5 лопастными винтами.

   Все шумящие механизмы устанавливались на звукоизолирующих амортизаторах.

   Запас топлива размещался в 6-ти внутренних топливных цистернах, одна из которых была предназначена для хранения топлива марки ДС для дизель-компрессоров ДК-2, и 7-ми цистернах, расположенных вне прочного корпуса. Для приема усиленного запаса топлива использовалась уравнительная цистерна № 2, хотя эта мера и приводила к неудобствам при управлении подводной лодкой. Нормальный запас топлива составлял 283 тонны, усиленный – 353 тонны.

Общекорабельные системы

   Запас ВВД давлением 200 кг/см.кв. хранился в 36-ти баллонах, общим объемом ок. 14900 литров, расположенных в надстройке и внутри прочного корпуса. Пополнение ВВД осуществлялось двумя дизель-компрессорами типа ДК-2 (копия дизель-компрессоров немецкой фирмы Junkers), расположенными в кормовой части 5-го отсека и одним электрокомпрессором ЭК-15 в 6-м отсеке. Время пополнения всего запаса сжатого воздуха – 7 час. 32 мин. Для экономии запасов воздуха предусматривалась продувка части цистерн главного балласта отработанными газами дизелей или воздухом низкого давления при работе дизеля в режиме компрессора с приводом от ГЭД.

   Система погружения-всплытия размещалась в междубортном пространстве и состояла из 10 цистерн главного балласта. Носовая группа объединяла ЦГБ № 1, 2, 3 и 4, средняя – ЦГБ № 5 и 6, кормовая – ЦГБ № 7,8, 9, Цистерны № 1, 2, 5, 6, 7, 8 были кингстонными, остальные – безкингстонными, кроме того, ЦГБ № 2, 7 и 8 были предназначены для приема усиленного запаса топлива. На всех балластных цистернах, кроме цистерн № 1, 9, 10, перед клапанами вентиляции устанавливались аварийные захлопки с ручным приводом, которые открывались в момент приготовления ПЛ к бою и походу. Для приема нормального запаса топлива предназначались 6 цистерн внутри ПК и 8 цистерн в килевой части междубортного пространства. Израсходованное топливо замещалось забортной водой, разница по массе – из уравнительной цистерны № 2. Цистерны маневренного балласта также находились в междубортном пространстве и включали в себя 2 прочные уравнительные цистерны и три прочные цистерны замещения веса ракет. На лодках проекта 629 имелась прочная цистерна аварийного замещения (ЦАЗ) для компенсации отрицательной плавучести в случае аварийного затопления одной из шахт. Располагалась в межбортном пространстве и могла быть использована для приема усиленного запаса топлива.

   Для приведения в действие выдвижных устройств, приводов рулей, захлопок РДП, клапанов вентиляции, кингстонов ЦГБ и ряда других механизмов, на пл устанавливалась система гидравлики из четырех насосных станций с рабочим давлением 100 кг/с.см.кв., рабочее тело – жидкость ПГВ. На случай выхода из строя электронасосов предусматривались ручные насосы в 1-м, 3-м и 4-м отсеках.

   Дифферентная система использовала бесшумный способ перекачки воды путем наддува дифферентных цистерн.

   На подводной лодке устанавливалась система стабилизации глубины без хода типа «Спрут», но впоследствии она была заменена на систему «Мрамор», осуществлявшую стабилизацию глубины погружения как путем автоматического управления плавучестью ПЛ, так и путем автоматического управления горизонтальными рулями.

   Запас пресной воды на первых пл серии обеспечивал всего 40% автономности. Его пополнение осуществлялось двумя электроопреснительными установками с последующим обогащением дистиллированной воды солями жесткости в фильтре-обогатителе. В дальнейшем запас пресной воды был увеличен на 2,9 м.куб. за счет использования размещенной в ограждении рубки прочной шахты стабилизатора глубины без хода «Спрут».

   Для охлаждения воздуха в отсеках и уменьшения его влажности, на пл устанавливались фреоновые холодильные машины типа К-5.

   В основном общесудовые системы и механизмы по конструкции существенных отличий от таковых на 641 проекте не имели.

Торпедное вооружение

   Лодки 629 и 629а проектов имели 4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата без стеллажных торпед калибра 533 мм с системой воздушной стрельбы ГС-100, обеспечивавшей стрельбу до глубины 100 м. В носовые и кормовые аппараты со стороны передней крышки загружались противокорабельные и противолодочные торпеды (53-65К, САЭТ-60М). Для подготовки данных при выполнении торпедной стрельбы использовался комплект приборов управления торпедной стрельбой (ПУТС) «Ленинград-629».

Ракетное вооружение

   После серии успешных пусков, с ноября 1959 года по август 1960 года, с борта Б-92, 13 октября 1960 года Р-13 была принята на вооружение. Стрельба ракетами Р-11ФМ, как и Р-13, могла быть выполнена только из надводного положения, что делало корабли проекта 629 уязвимыми и зависимыми от различных условий.

проект 629

Пуск БР Р-13 комплекса Д-2. (Б-92, 1959 г., источник: www.forums.airbase.ru )

Штурманское вооружение

   Комплект навигационного оборудования включал в себя: НК «Плутон-629» с астро-навигационным перископом ПР-12 «Лира-1» и системой радионавигации АРП-53, лаг ГОМ-23, эхолот НЭЛ-4. Подлодки были оснащены зенитными перископами ПЗН-9 или ПЗНГ с датчиками ДКУ-7, и командирскими ПАНО-1 с датчиками ДКУ-5. Конструкция перископа позволяла изменять высоту его подъема, оставляя положение окуляра постоянным по высоте, и производить круговой обзор, находясь на специальной площадке, вращавшейся вместе с перископом при помощи гидропривода.

Гидроакустическое вооружение

   Включало в себя гидролокационную станцию «Арктика-М» и шумопеленгаторную станцию МГ-10, станцию ЗПС МГ-15 «Свияга», станцию «Береста» для определения скорости звука в воде.

Радиотехническое вооружение и связь

   Радиолокационное оборудование: радиопеленгатор РЛС общего назначения «Флаг», радиолокационный ответчик опознавания «Хром-К», РЛС обнаружения радиолокационных сигналов «Накат». Связь обеспечивалась: коротковолновыми передатчиками Р-641, Р-647, Р-670, всеволновым радиопередатчиком Р-673 и ультракоротковолновым приемопередатчиком «Рейд-И», радиотрансляционная установка МКТУ-Ш и радиостанция дальней связи «Ива-МВ» с подъемно-мачтовым устройством К-650У, расположенным на кормовой надстройке вдоль правого борта.

Обитаемость

   Экипаж состоял из 83 человек, из них 15 офицеров, 68 старшин и матросов. Изначально штатное расписание предусматривало наличие двух командиров (моторной и электротехнической) групп в БЧ-5, однако с 1982. должность КЭТГ была упразднена. Так же на некоторых пл в штате была офицерская должность командира группы ОСНАЗ, который по мере необходимости прикомандировывался на другие пл, например, на выполнение БС (на остальных пл это была старшинская должность). Для размещения офицерского состава имелись каюты командира, старпома, помощника, замполита 4-хместная офицерская каюта во 2 отсеке по левому борту, 2х местная каюта офицеров на верхней палубе 4 отсека. Для размещения мичманского состава служила 4-х местная каюта в 5 отсеке по левому борту (она же служила кают-компанией мичманов). Для размещения личного состава были предусмотрены койки в 1,4,6 и 8 отсеках. Регенерация воздуха осуществлялась химическими регенеративными установками РДУ-2, запас регенеративных пластин позволял находиться в подводном положении до 600 часов. Автономность по запасам провизии и топлива у проекта 629 ограничивалась 70 сутками, но фактически имелась возможность и более длительного нахождения в море.

Строительство проекта

   Не ожидая утверждения технического проекта и окончания выпуска рабочих чертежей, серия из 23 единиц одновременно была принята в строительство на судостроительном заводе № 402 в г. Северодвинске и на судостроительном заводе № 199 в г. Комсомольске-на-Амуре. Темп строительства был таков, что уже в конце 1958 года оба головных корабля были представлены на испытания. В Северодвинске было организовано поточно-позиционным методом, позволившим с интервалом в два месяца заложить 4 корпуса. Но на заводе № 199 второй корпус заложили лишь через пять месяцев. Сказывалась удаленность от основных промышленных центров страны, располагавшихся в европейской части. Серийные корабли, испытывавшиеся по сокращенной программе в 1959 году по срокам догнали головные заказы. В итоге в 1960 году ВМФ получил 6 подводных ракетоносцев, а в 1961 – еще 7. Два последних корабля были сданы в 1962 году. Всего от закладки головного заказа № 131 05.10.1957 до ввода в состав ВМФ последнего заказа № 137 19.12.1962 прошло 5 лет 2 месяца и 14 дней.

   По причине отставания графика разработки и поставок оборудования от строительства серии часть систем устанавливалась на последующие заказы. В 1959-1960 гг. было принято несколько совместных решений, в соответствии с которыми, начиная с заказа № 811, устанавливались новые комплекты радиосвязи и радиоразведки, а с заказа № 815 уже при постройке установили гидроакустическую шумопеленгаторную станцию МГ-10. Заказы, не получившие новое оборудование в процессе постройки, например, станцию «Береста», заваливающуюся антенну связи «Ива-У», съемную штыревую антенну станции К-561 «Искра», приборы ГИ-102 и др., получали новое оборудование в процессе заводских ремонтов и модернизаций. Тем не менее, были случаи, когда новое оборудование так и не было поставлено. Например, на БС-113 так и не была установлена «Ива-У».
 

Эксплуатация проекта

   Подводные лодки 629 проекта эксплуатировались на всех флотах, выполняя дальние океанские походы и боевые службы.

   После постройки 16 лодок базировалось на СФ, 7 – на ТОФ. Осенью 1968 года К-36 и К-91 в составе ЭОН-78 перешли на ТОФ, в 1971 перешла К-61, в 1973 – К-83 и К-107, и в 1974 – К-113. Осенью 1976 года с СФ на БФ была перебазирована 16-я дпл в количестве 6 единиц. Осенью 1978 с СФ на ЧФ была передана БС-153 проекта 619. По мере устаревания и вывода из боевого состава ВМФ лодки утилизировались, или были проданы за рубеж для дальнейшей разделки на металл. На БФ пять кораблей серии из состава 16 дивизии: Б-142, Б-79, Б-183, Б-96, Б-372 были оставлены в Лиепае при выводе сил флота и проданы немецкой фирме.
 

тактико-технические характеристики проекта 629

наименование характеристики

головной заказ

водоизмещение

надводное стандартное (тонн):

2458

надводное нормальное (тонн):

2854

надводное с усиленным запасом топлива (тонн):

3092

подводное (тонн):

3609

кораблестроительные элементы

длина наибольшая (м.):

98,9

непроницаемого корпуса (м.):

86,7

прочного корпуса (м.):

77,3

высота от миделя до крыши рубки (м.):

18,8

ширина прочного корпуса наибольшая (м.):

5,8

ширина корпуса наибольшая (м.):

8,2

ширина по стабилизаторам (м.):

10

осадка средняя для нормального водоизмещения (м.):

5,47

осадка наибольшая в районе 4 отсека (м.):

8,03

запас плавучести от нормального водоизмещения (%):

26,4

время погружения из крейсерского в подводное положение с заполненной ЦБП (сек.):

65

глубина погружения

перископная (м.):

13,5

рабочая (м.):

260

предельная (м.):

300

скорость хода

надводная полная (узл.):

14

надводная полная с усиленным запасом топлива (узл.):

13,78

надводная экономическая под двумя бортовыми дизелями (узл.):

8,61

подводная полная (узл.):

12,16

подводная под ГЭД экономхода (узл.):

1,94

подводная под РДП максимальная (узл.):

8,46

дальность плавания

надводная полным ходом (мили):

4750

надводная экономическая под двумя бортовыми дизелями (мили):

16650

надводная полным ходом с усиленным запасом топлива (мили):

7100

надводная экономическая под двумя бортовыми дизелями с усиленным запасом топлива (мили):

24800

подводная полным ходом (мили):

12,35

под РДП экономическим ходом со скоростью 7 узл. при усиленном запасе топлива (мили):

12400

подводная под ГЭД экономхода со скоростью 2 узл. (мили):

264

обитаемость

автономность по запасам (сут.):

70

время непрерывного пребывания под водой с использованием регенерации (час.):

600

запас питьевой воды (тонн):

16

экипаж, общая численность (чел.):

83

экипаж, в т.ч. офицеров (чел.):

15

вооружение

баллистические ракеты (шт.):

3

533-мм носовые торпедные аппараты (шт.):

4

533-мм кормовые торпедные аппараты (шт.):

2

общий запас торпед (ед.):

6

наибольшая глубина стрельбы (м.):

80

энергоустановка

дизели 37Д (шт. х л.с.):

3 х 2000

бортовой электродвигатель ПГ-101 (ед. х л.с.):

2 х 1350

средний электродвигатель ПГ-102 (ед. х л.с.):

1 х 2700

электродвигатель экономхода ПГ-104 (ед. х л.с.):

1 х 140

количество гребных валов (ед.):

3

количество групп АБ типа 46СУ и число элементов (ед.):

4 по 112

запас дизельного топлива нормальный (тонн):

370

запас дизельного топлива усиленный (тонн):

563

Модернизации серии с изменением номера проекта (краткое описание)

В разное время были реализованы следующие модификации проекта:
629б – для испытания ракетного комплекса Д-4;
629а – перевооружение под ракетный комплекс Д-4;
601 – перевооружение под ракетный комплекс Д-9;
605 – перевооружение под ракетный комплекс Д-5К;
629р – подводный ретранслятор;
619 – для испытания ракетного комплекса Д-19.
031G – экспортная модификация проекта, достраивавшаяся в Китае.

Нереализованные модернизации серии (краткое описание)

629м – оснащение малогабаритной АЭУ.
В629 – переоборудование под ракетный комплекс Д-5 с БР Р-15.
629Д-6 – переоборудование под ракетный комплекс Д-6.
629Д-7 – переоборудование под ракетный комплекс Д-7.


 

Дополнительная информация:

•  Фотоальбом проекта 629 и модификаций

•  Список принятых сокращений

Источники:

•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Бережной С.С. Спирихин С.А. «Надводные корабли и подводные лодки постройки завода № 402 - СМП - в ВМФ СССР. 1944 - 1966 гг.», справочник, изд. СМП, Северодвинск, 2000 г.;
•   Богомазов К.Я. «Подводники из Гаджиево», сборник биографических очерков, изд. ФГУП СПБМ «Малахит», СПб, 2005 г.;
•   Жарков В.И. «Подводная лодка проекта 629», альманах «Тайфун», выпуск № 3, СПб, 2002 г.;
•   Запольский А.А. «Стратегическим ракетоносцам – быть!», альманах «Подводное кораблестроение. Прошлое, настоящее, будущее», выпуск № 11, изд. СПМБМ «Малахит», СПб, 1998 г.;
•   Караваев Б.А. «К-107: первая автономка», альманах «Тайфун» выпуск № 2, СПб, 2002 г.;
•   Касатонов В.А. «Флот выходит в океан», изд. «Астра-Люкс», СПб, 1995 г.
•   Коллектив авторов под ред. Подвига П.Л. «Стратегическое ядерное вооружение России», изд. АТ, Москва, 1998 г.
•   Коршунов Ю.Л., Кутовой Е.М. «Баллистические ракеты отечественного флота», изд. Гангут, СПб, 2002 г.
•   Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991 г.», историческое морское общество, СПб, 1996 г.;
•   Курганов И.С., Павлов П.А. «Подводные лодки проекта 629. Часть 1», журнал «Морская коллекция» № 1-2016, изд. «Моделист-конструктор», Москва, 2016 г.
•   Курганов И.С., Павлов П.А. «Подводные лодки проекта 629. Часть 2», журнал «Морская коллекция» № 12-2017, изд. «Моделист-конструктор», Москва, 2017 г.
•   Лебедько В.Г. «Верность долгу», историко-хроникальное повествование, изд. «Развитие», СПб, 2005 г.;
•   Лубянов А.Н. «Прорыв в глубину», изд. «Таврида», Симферополь, 2003 г.;
•   Самко Ю.Г. «ВМФ России в Прибалтике», альманах «Тайфун», выпуск № 3, СПб, 1998 г;
•   Саркисов А.А. (под общей редакцией). «Роль российской науки в создании отечественного подводного флота», изд. «Наука», Москва, 2008 г;
•   Семенов В.Н. «История Подводных сил России на Дальнем Востоке», том 2, Владивосток, 2012 г.;
•   Широкорад А.Б. «Советские подводные лодки послевоенной постройки», изд. «Арсенал пресс», Москва, 1997 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.

Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


© 2008 - 2023 Составитель Илья Курганов. Все права защищены.
© 2008 - 2023 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved.

© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru


Рейтинг@Mail.ru