Проект 601


 

 

изображение проекта

проект 601

Боковой вид Б-118 проекта 601. 1985 год.

состав проекта

Завод Заводской
номер
Тактический
номер
Начало
модернизации
Окончание
модернизации
Вступление
в строй
Примечание
1 СМП 810 К-118, Б-118, РЗС-439 30.10.1968 14.12.1976 28.12.1976  

 


История проектирования

   Переоборудование подводной лодки проекта 629 для размещения 6 ракет Р-29 (индекс 4К75) комплекса Д-9 (РСМ-40) осуществлялось с целью практической проверки возможностей размещения и летно-конструкторских испытаний нового ракетного комплекса, предназначенного для вооружения подводных ракетных крейсеров проекта 667б. По проекту 601 предполагалось вместо вырезаемого участка прочного корпуса длиной около 21 метра врезка в прочный корпус нового блока общей длиной 41 метр и состоявшего из части 2-го отсека, 3-го, 3-бис, 4-го, 4-бис и части 5-го отсека, в котором размещалось новое оборудование: 6 шахт для ракет Р-29 с КСППО, радиоэлектронный секстан «Самум», абсолютный лаг ЛА-1, навигационный комплекс «Мост-601-У», ВБАУ «Параван». Значительная часть нового блока, изготовленного на ПО Севмашпредприятие, была выполнена в форме восьмерки, а легкий корпус заменялся на протяжении 70% длины. В связи с необходимостью демонтажа подъемно-мачтовых устройств и размещения их в новой архитектуре корпуса, все подъемно-мачтовые устройства предусматривалось заменить на новые. В связи со значительно возросшим злектропотреблением, потребовалась замена АБ на более энергоемкую тип 438, а морально устаревшие дизеля 37Д заменялись на дизеля 2Д42 мощностью 1900 л.с.

Ракетное вооружение

   Ракета Р-29 представляла из себя двухступенчатую жидкостную баллистическую ракету с моноблочной головной частью, мощностью 1, 0,8 или 0,5 Мт., масса забрасываемой полезной нагрузки – 1100 кг., максимальная дальность – 7800 км., система управления – инерциальная с азимутальной астрокоррекцией, КВО – 1500 м. Стартовый вес ракеты составлял 33,3 тонны, максимальный диаметр – 1,8 м., а длина корпуса ракеты – 13 м. Принципиальным отличием Р-29 от своих предшественниц состояло в том, что дальность стрельбы была более, чем в 3 раза больше таковой у Р-27, которая позволяла ракетоносцу в положении боевого дежурства находиться в прибрежных водах на защищенных позициях или же, при необходимости, осуществлять пуск от пирса в пункте базирования, для чего в комплексе была предусмотрена возможность надводного пуска ракет.

Модернизация

   Решением ГШ ВМФ для переоборудования из состава СФ была выделена К-118 проекта 629, которая прибыла на СРЗ «Звездочка» в октябре 1968 года. Но по целому ряду причин переоборудование затянулось. Более того, перед первым выходом на заводские испытания на корабле произошел пожар. Один из рабочих, проводивший сварку, не убедился, что под местом работ отсутствуют горючие предметы. Место сварки находилось над гиропостом, в котором на подволоке уже были раскреплены запасы регенерации В-64. Вахтенный центрального поста запах гари от начавшегося возгорания ошибочно принял за последствия закончившейся сварки и включил вытяжной вентилятор для вентилирования прочного корпуса через входной люк 8 отсека, тем самым, лишь усилив пожар. Ликвидация последствий пожара потребовала замены большого количества электронных приборов, что привело к значительному переносу сроков сдачи корабля, вступившего в состав ВМФ лишь в декабре 1976 года.

проект 601

Вид на ракетную палубу БС-118 проекта 601. (приблизительно 1978 г., источник: www.forums.airbase.ru)

Эксплуатация проекта

   В связи с более поздними сроками вступления в состав ВМФ, чем предполагалась ранее, целесообразность нахождения в эксплуатации дизельной подводной лодки с новым комплексом баллистических ракет оказалась сомнительной, поскольку летно-конструкторские испытания ракетного комплекса были завершены на базе 667б проекта. Лодка большую часть времени находилась в пункте базирования и к несению боевых служб не привлекалась. В сентябре 1981 года ее перебазировали на Йоканьгский рейд Святоносского залива, включив в состав 41-й дпл 11-й Флпл СФ, а 21.06.1986 г. по условиям советско-американского договора «ОСВ-1» она была выведена из боевого состава и переформирована в РЗС. В 1990 году отбуксирована на СРЗ № 35 «Севморпуть», где после демонтажа ракетного комплекса длительное время находилась в полузатопленном состоянии. В сентябре 2006 года силами частной фирмы поднята и отбуксирована на ФГУП СРЗ «Нерпа» в б. Кут для окончательной утилизации.

проект 601

Корпус БС-118 проекта 601 в акватории СРЗ № 35 «Севморпуть». (2004 г., источник: www.forums.airbase.ru)

тактико-технические характеристики проекта 601

наименование характеристики

головной заказ

водоизмещение

надводное нормальное (тонн):

4160

кораблестроительные элементы

длина наибольшая (м.):

117,8

ширина прочного корпуса наибольшая (м.):

5,8

ширина корпуса наибольшая (м.):

8,2

ширина по стабилизаторам (м.):

10

глубина погружения

перископная (м.):

13,5

рабочая (м.):

260

предельная (м.):

300

скорость хода

надводная полная (узл.):

13,8

подводная полная (узл.):

11,5

подводная под ГЭД экономхода (узл.):

2,3

подводная под РДП максимальная (узл.):

7,8

дальность плавания

надводная экономическая (мили):

ок. 8000

подводная полным ходом (мили):

12

подводная под ГЭД экономхода со скоростью 2 узл. (мили):

95

обитаемость

автономность по запасам (сут.):

70

экипаж, общая численность (чел.):

98

вооружение

баллистические ракеты Р-29 комплекса Д-9:

6

533-мм носовые торпедные аппараты (шт.):

4

533-мм кормовые торпедные аппараты (шт.):

2

общий запас торпед (ед.):

6

наибольшая глубина стрельбы (м.):

100

энергоустановка

дизели 2Д42 (шт. х л.с.):

3 х 1900

бортовой электродвигатель ПГ-101 (ед. х л.с.):

2 х 1350

средний электродвигатель ПГ-102 (ед. х л.с.):

1 х 2700

электродвигатель экономхода ПГ-104 (ед. х л.с.):

1 х 140

количество гребных валов (ед.):

3

количество групп АБ типа 438-1 и число элементов (ед.):

4 по 112

Дополнительная информация:

•  Фотоальбом проекта 629 и модификаций

•  Список принятых сокращений

Источники:

•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Бережной С.С. Спирихин С.А. «Надводные корабли и подводные лодки постройки завода № 402 - СМП - в ВМФ СССР. 1944 - 1966 гг.», справочник, изд. СМП, Северодвинск, 2000 г.;
•   Богомазов К.Я. «Подводники из Гаджиево», сборник биографических очерков, изд. ФГУП СПБМ «Малахит», СПб, 2005 г.;
•   Жарков В.И. «Подводная лодка проекта 629», альманах «Тайфун», выпуск № 3, СПб, 2002 г.;
•   Запольский А.А. «Стратегическим ракетоносцам – быть!», альманах «Подводное кораблестроение. Прошлое, настоящее, будущее», выпуск № 11, изд. СПМБМ «Малахит», СПб, 1998 г.;
•   Караваев Б.А. «К-107: первая автономка», альманах «Тайфун» выпуск № 2, СПб, 2002 г.;
•   Касатонов В.А. «Флот выходит в океан», изд. «Астра-Люкс», СПб, 1995 г.
•   Коллектив авторов под ред. Подвига П.Л. «Стратегическое ядерное вооружение России», изд. АТ, Москва, 1998 г.
•   Коршунов Ю.Л., Кутовой Е.М. «Баллистические ракеты отечественного флота», изд. Гангут, СПб, 2002 г.
•   Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991 г.», историческое морское общество, СПб, 1996 г.;
•   Курганов И.С., Павлов П.А. «Подводные лодки проекта 629. Часть 1», журнал «Морская коллекция» № 1-2016, изд. «Моделист-конструктор», Москва, 2016 г.
•   Курганов И.С., Павлов П.А. «Подводные лодки проекта 629. Часть 2», журнал «Морская коллекция» № 12-2017, изд. «Моделист-конструктор», Москва, 2017 г.
•   Лебедько В.Г. «Верность долгу», историко-хроникальное повествование, изд. «Развитие», СПб, 2005 г.;
•   Лубянов А.Н. «Прорыв в глубину», изд. «Таврида», Симферополь, 2003 г.;
•   Самко Ю.Г. «ВМФ России в Прибалтике», альманах «Тайфун», выпуск № 3, СПб, 1998 г;
•   Саркисов А.А. (под общей редакцией). «Роль российской науки в создании отечественного подводного флота», изд. «Наука», Москва, 2008 г;
•   Семенов В.Н. «История Подводных сил России на Дальнем Востоке», том 2, Владивосток, 2012 г.;
•   Широкорад А.Б. «Советские подводные лодки послевоенной постройки», изд. «Арсенал пресс», Москва, 1997 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.

Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


© 2008 - 2023 Составитель Илья Курганов. Все права защищены.
© 2008 - 2023 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved.

© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru


Рейтинг@Mail.ru