историческая
справка
1964 год, 29 октября
заложена на эллинге ССЗ «Судомех» в гор. Ленинграде как
большая подводная лодка пр. 641.
1965 год, 16 февраля
спущена на воду.
1965 год, с февраля по октябрь
выполнила программу заводских и государственных испытаний в акватории
Балтийского моря с временным базированием в порту гор. Лиепаи.
1965 год, 31 октября
вступила в строй.
1965 год, 19 ноября
включена в состав БФ.
1966 год, 29 марта
перечислена в состав 69-й брпл 4-й Экпл СФ.
1966 год, май
выполнила межфлотский переход вокруг Скандинавского полуострова из гор. Лиепаи к
постоянному месту базирования в Екатерининскую гавань.
1966 год, июнь
приняла участие в торпедных стрельбах на приз ГК БМФ. Впервые в послевоенной
практике в состязаниях на приз ГК ВМФ принимали участие соединения подводных
лодок, а не одиночные подводные лодки, как практиковалось ранее. От СФ
участвовала 69-я брпл 4-й Эскпл в составе: Б-21,
Б-36,
Б-103,
и Б-130.
1967 год, с 12 марта по 27 октября
совместно с Б-36 пр.
641 выполнила задачи экваториальной экспедиции
особого назначения «Прилив-1» (командир – кап. 3 ранга Иванов В.И.) в
обеспечении пбпл «Тобол», «ПМ-93», ЭОС «Полюс», тн «Лена» и тн «Койда» под общим
руководством адм. Владимирского Л.А. в Атлантическом океане с межпоходовым
ремонтом в Гвинейском заливе и сменой 07.1967 в экваториальных условиях
основного экипажа 456-м экипажем (командир – кап. 2 ранга Абрамов
К.К.). В ходе похода 25.05.1967 Б-21 пересекла экватор, а 11.1967 – совершила деловой
заход в порт Сплит (Югославия). Целью похода была экспериментальная проверка
возможности группы подводных лодок длительно находится вдали от баз с
выполнением межпоходовых ремонтов и смены экипажей.
1968 год, с января по февраль
на СРЗ-35 в пос. Роста прошла восстановительный ремонт после эксплуатации в
экваториальных условиях. В ходе проведения ремонта по указанию ГШ ВМФ 69-я брпл
переводилась в состояние боевой готовности – полная, для экстренного вывода
Б-21 из ремонта было дано 5 суток, при этом на борту подводной лодки
отсутствовали многие механизмы, в том числе перископы, дизель-компрессоры,
электронавигационные приборы и др., а также все запасы. Ситуацию осложнял мороз
до минус 20 градусов. Для выполнения поставленной задачи Техническим Управлением
СФ совместно с дирекцией завода организована трёхсменная круглосуточная работа,
составлен почасовой график выполнения всех мероприятий по вводу подводной лодки
в строй. Для помощи заводу экипаж был разбит на две смены, ночными работами
руководил СПК, дневными – командир. По приказанию Командующего СФ службы Тыла СФ
самостоятельно организовывали доставку на подводную лодку необходимые приборы,
запасы и все штатные наименования снабжения. Заводские работы были закончены в
течении 4 суток. В нарушение требований руководящих документов, по приказанию
командира, начат прием на борт подводной лодки, стоящей в доке, запасов, кроме
оружия и ГСМ. При заполнении доковой камеры в момент отрыва корпуса от доковых
клетей внезапно создался крен около 50 градусов и часть запасов продовольствия,
находящегося на надстройке, сползла за борт. Аварийным продуванием ЦГБ крен был
выровнен. После вывода из дока, экипаж продолжил пополнение всех запасов,
уложившись в установленные сроки восстановления технической готовности.
1968 год, с февраля по март
выполнила задачи боевого дежурства в гб. Титовка.
1969 год
приняла участие в учениях «Север».
1970 год, 20 апреля
присвоен новый тактический номер Б-821.
1970 год
выполнила задачи боевой службы в Средиземном море.
1971 год, с 10 декабря по 24 июня 1972 года
выполнила задачи боевой службы в Средиземном море в составе 69-й брпл 4-й Эскпл
СФ с заходом 01.07.1972 в порт Александрия (Египет) для выполнения межпоходового
ремонта.
1973 год по 1974 год
выполнила задачи 7-ми месячной боевой службы в Средиземном море.
1974 год
перечислена в состав 211-й брпл 4-й Эскпл СФ с прежним местом базирования.
1975 год, с 27 июня по 27 июля 1976 года
выполнила задачи 13-ти месячной боевой службы (командир – кап. 3 ранга Голубь
В.Н.) в Средиземном море с заходом в порт Александрия (Египет), а также приняла
участие в учениях «Крым-76». В ходе похода 08.1976, перед заходом в порт
Александрия, произошло возгорание в 3-м отсеке в РЩ-1. Пожар потушен ВПЛ-52. В
порту Александрия силами плавмастерской выполнен аварийный ремонт в течении трех
недель.
1976 год по 1979 год, (приблизительно)
прошла средний ремонт на КМОЛЗ в гор. Кронштадте.
1979 год
перечислена в состав 161-й брпл 4-й Эскпл СФ с прежним местом базирования.
1980 год с сентября по декабрь
выполнила задачи боевого дежурства.
1981 год, февраль
прошла восстановление технической готовности и докование.
1981 год, с 29 марта 5 октября
выполнила задачи боевой службы (командир – кап. 2 ранга Косолапова Д.Н.) в
Средиземном море, в ходе которой 06.1981 выполнила заход в порт Тартус (Сирия)
для проведения планово-предупредительного ремонта на время которого экипаж был
отправлен на базу отдыха в Севастополь. После возвращения экипажа продолжила
несение боевой службы в Атлантическом океане, планировался заход на Кубу,
который был отменен, лодка возвращена досрочно в пункт базирования. Оценка за
поход – «удовлетворительно» в связи с многочисленными неисправностями
материальной части.
1982 год
перечислена в состав 96-й брпл 4-й Эскпл СФ с прежним местом базирования.
1982 год, октябрь
выполнила переход в порт Тиват (Югославия) для постановки в средний ремонт. На
переходе подводная лодка выполнила учебную атаку на АВУ ВМС США и в штормовых
условиях потеряли часть гидроакустических антенн и антенн связи, легкого корпуса
и баллонов ВВД.
1983 год
перечислена в состав 211-й брпл 4-й Эскпл СФ с прежним местом базирования.
1983 год, с апреля по май
после завершения ремонта и отработки задач боевой подготовки приняла участие в
учениях сил 5-й ОпЭск в Средиземном море.
1983 год, с 7 июня по 30 ноября
выполнила задачи боевой службы в Средиземном море, в ходе которой выполнила
заход в порт Конакри (Гвинея) для ремонта аппаратуры связи и пополнения запасов,
а также в порт Луанда (Ангола) в составе отряда боевых кораблей, обеспечивающих
межфлотский переход тяжелого авианосного крейсера «Новороссийск» пр. 1143.2
на ТОФ.
1985 год, с октября по 5 ноября
в составе группы подводных лодок Б-840,
Б-807, Б-821
выполнила межфлотский переход к новому месту базирования из Екатерининской
гавани через акваторию Баренцева, Норвежского, Северного и Балтийского морей в
Военную гавань гор. Лиепаи. В Баренцевом море группа попала в тяжелый шторм
силой 8–9 баллов.
1985 год, 27 ноября
перечислена в состав 22-й брпл 14-й Эскпл БФ с базированием в Военной гавани
гор. Лиепая.
1986 год, июль
приняла участие в параде кораблей в акватории Невы в гор. Ленинграде в честь Дня
ВМФ. При снятии с якорных бочек, по причине обрыва буксирного троса, течением
потащило лодку на бык моста, столкновение с которым предотвратил второй буксир,
подставивший свой борт. Уже по прибытию в пункт базирования в Лиепаю, скончался
от последствий сердечного приступа НШ 22-й брпл кап.1 ранга Соколов В.Н.,
находившийся на Б-21 в качестве старшего на борту.
1986 год, с августа по октябрь
выполнила задачи боевой службы (командир – кап. 2 ранга Зенюк В.Ф.) в Северном
море.
1986 год, ноябрь
приняла участие в параде кораблей в акватории Невы в гор. Ленинграде в честь
годовщины Октябрьской революции.
1988 год, с августа по декабрь 1989 года
прошла средний ремонт на СРЗ-29 «Тосмаре» в гор. Лиепая.
1989 год, 3 апреля
присвоено почетное наименование «Брянский комсомолец».
1991 год, с февраля по март
выполнила задачи боевой службы (командир – кап. 2 ранга Сырочев К.Ю., старший на
борту – ЗКБ 22-й брпл кап. 2 ранга Васильев А.В.) в южной части Балтийского
моря. 13.03.1991 – при подготовке к подвсплытию на сеанс связи, попала в трал
польского траулера на глубине около 60 м. Порванный трал прошел по корпусу,
срезав на мостике репитер гирокомпаса, газоотвод системы РДП, леера и зацепился
за турачку кормового шпиля над 6 отсеком, вырвав ее вместе с приводным валом из
прочного корпуса. В 6-й отсек началось поступление забортной воды и лишь чудом не
произошло короткого замыкания и возгорания в электрических щитах. В результате
грамотных, решительных и своевременных действий командира и старшего на борту,
был аварийно продут главный балласт с одновременной дачей самого полного хода
тремя моторами. Трал был сброшен с корпуса, отверстие в прочном корпусе загерметизировано.
1991 год, июль
приняла участие в параде кораблей в акватории Невы в гор. Ленинграде в честь Дня
ВМФ.
1992 год, 5 февраля
упразднено наименование «Брянский комсомолец».
1992 год, июль
приняла участие в параде кораблей в акватории Невы в гор. Ленинграде в честь Дня
ВМФ. При проводке подводной лодки под Кировским мостом из-за навигационной
ошибки капитана буксира, находившегося в состоянии алкогольного опьянения,
подводную лодку развернуло течением поперек фарватера, что привело к срыву
ночной навигации на Неве, при этом подводная лодка повреждений не получила.
1993 год, июль
приняла участие в параде кораблей в акватории гор. Балтийска в честь Дня ВМФ.
1993 год, 23 декабря
в связи с выводом российских войск из Латвии, перечислена в состав 25-й брпл
ЛенВМБ с базированием в Купеческой гавани гор. Кронштадта.
1994 год, 30 мая
выполнила межбазовый переход из Военной гавани гор. Лиепая в гор. Кронштадт.
1995 год, май
поставлена на Балтийский судостроительный завод для конвертации и подготовке к
продаже за рубеж.
1995 год, 3 июля
исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации.
1995 год, лето
прошла докование и конвертовку в плавдоке Канонерского морского завода.
1995 год, октябрь
продана бельгийской компании «Maritime Theme Park» для передаче Национальному
Музею моря в гор. Зеебрюгге (Бельгия).
1996 год, февраль
отбуксирована в Бельгию для постановки на прикол у причала в Рыбной гавани гор.
Зеебрюге в качестве экспоната Музея
U-480.
2019 год, с 12 по 14 июня
в связи с плохим техническим состоянием, после продажи на металлолом,
отбуксирована в порт Гент (Бельгия) для утилизации.
В различных источниках в
качестве экспоната Музея в Рыбной гавани гор. Зеебрюге ошибочно указывается
Б-143. В действительности,
Б-143 закончила службу на ТОФ и за рубеж не
передавалась.
Бортовые номера: 480
(..07.1995).
|