К-3, Б-3
Ленинский комсомол
проект 627, 627а «Кит», заводской номер 254


К-3 проекта 627

фото: возвращение К-3 после покорения Северного полюса в Гремиху, фотография сделана с борта сопровождающего торпедного катера
дата: 1962 год, 21 июля
автор фото: С. Бережной


Б-3 проекта 627а

фото: буксировка Б-3 из Святоносского залива в гор. Полярный
дата: 2002 год, ноябрь
автор фото: неизв.
предоставил: А. Аверин


Б-3 проекта 627а

фото: последние моменты нахождения Б-3 самостоятельно на плаву перед постановкой в транспортный док для буксировки к месту вечной стоянки
дата: 2022 год, 3 сентября
автор фото: А. Акентьев



историческая справка


1954 год, 21 июля
зачислена в списки кораблей ВМФ.

1955 год, 24 сентября
заложена на стапеле цеха № 42 ССЗ № 402 в гор. Молотовске по пр. 627 как первая в СССР атомная крейсерская подводная лодка.

1957 год, январь
зачислена в состав 150-го днпл 339-й брремстрпл БелВМБ.

1957 год, 7 августа
выведена со стапеля цеха № 42.

1957 год, 9 августа
спущена на воду боковым методом.

1957 год, сентябрь
произведен физический пуск обоих реакторов, начаты испытания ГЭУ от энергоустановки скр «Леопард».

1958 год, 26 июня
задача № 1 КПЛ-57 принята Управлением подводного плавания ВМФ под руководством Зам. ГК ВМФ вице-адм. Иванова В.Н. с оценкой «хорошо».

1958 год, 1 июля
поднят Военно-морской флаг СССР. На торжественном подъеме флага присутствовали ГК ВМФ СССР адмирал Горшков С.Г., Министр судостроительной промышленности СССР Бутома Б.Е. и Президент АН СССР академик Александров А.П. По стечению обстоятельств подъем произошел за несколько минут до времени вечернего спуска флага. С разрешения Главкома флаг был оставлен на ночь.

1958 год, 3 июля
начаты государственные испытания.

1958 год, 4 июля
в 10.03 впервые в истории отечественного флота подводная лодка дала ход под атомной энергетической установкой.

1958 год, август
задача № 2 КПЛ-57 принята Управлением подводного плавания ВМФ под руководством Зам. ГК ВМФ вице-адм. Иванова В.Н. с оценкой «хорошо».

1958 год, с 26 ноября по 2 декабря
в Кандалакшском заливе Белого моря произведено глубоководное погружение на глубину 310 метров и плавание без всплытия в течение трех суток со скоростью 20 узлов. На перископной глубине произошло столкновение с притопленным бревном, в результате чего был погнут перископ.

1958 год, 17 декабря
подписан приемный акт, пл принята в опытную эксплуатацию под гарантию промышленности устранения выявленных недостатков. Ответственный сдатчик Довгань Н.Н., председатель Государственной комиссии вице-адм. Иванов В.Н., командир - кап. 2 ранга Осипенко Л.Г. В ходе испытаний пл совершила 29 погружений, провела 5 выходов в море общей продолжительностью 25 суток, прошла 3801 милю за 450 ходовых часов, из них в подводном положении 2002 мили за 193 часа. Время нахождения под водой составило 58 часов 18 минут, пл прошла за это время 860 миль со средней скоростью 14,8 узла. Впервые была достигнута подводная скорость 23,3 узла, Госкомиссией было отмечено хорошая управляемость пл на этой скорости по курсу и глубине. Достижение подводной скорости в 23,3 узла при 60% мощности ГЭУ свидетельствовало о том, что спецификационная скорость хода в 25 узлов может быть достигнута при 80% тепловой мощности атомной энергоустановки. Подводные испытания были прерваны на 59 часу из-за течи циркуляционных насосов 1 контура. Вследствие имевшего место выхода из строя отдельных механизмов и оборудования главной энергетической установки, полностью выполнить утвержденную программу испытаний не представилось возможным.

1959 год, январь
постановлением Совета Министров СССР передана в опытную эксплуатацию. На пл начата ревизия механизмов и модернизационные работы.

1959 год, март
присвоен тактический номер К-3.

1959 год, 12 марта
включена в состав 206-й обрпл СФ с местом базирования в гор. Северодвинске.

1959 год, июнь
введена в строй, продолжены ходовые испытания под руководством группы опытовой эксплуатации, назначенной совместным решением ГK ВМФ, Председателя Государственного комитета при Совете Министров СССР по судостроению и Министра среднего машиностроения.

1959 год, 23 июля
за успешное освоение новой техники командиру подлодки кап. 1 ранга Осипенко Л. Г. Указом Президиума Верховного Совета присвоено звание Героя Советского Союза, участники создания подлодки получили ордена и медали.

1959 год, с 20 августа по 11 сентября
выполнила переход подводной лодки из Белого моря в Баренцево море для освоения пункта базирования в губе Западная Лица. Лодка приняла участие в учении сил противолодочной обороны Северного флота на тему «Поиск и преследование атомной подводной лодки», и в испытании гидроакустических станций по крейсеру. Поход был выполнен до широты 79˚ с возвращением в Белое море.

1959 год, с 1 по 15 ноября
выход в первый дальний поход. По решению ГК ВМФ подводная лодка, имея неисправную главную энергетическую установку правого борта, для испытания автономности в высоких широтах, совершила плавание под кромку льда в Карском, а затем в Гренландском морях до широты 79˚. При нахождении подо льдом в Гренландском море одновременно вышли из строя главный генератор левого борта и главный турбозубчатый агрегат правого борта. Благодаря высокой специальной подготовке, инициативе и мужеству личного состава электромеханической боевой части были использованы сложные режимы движения и переключения технических средств, позволившие благополучно провести испытания. Поход был осложнён и тем, что при всплытии в Гренландском море из-за отсутствия достаточного опыта в эксплуатации эхолёдомеров «ЭЛ-1» подлодка ударилась о лед и получила повреждения ограждения рубки и выдвижных устройств.

1959 год, с 22 августа по 30 августа
совершила выход, в котором осуществила плавание под паковый лед по желобу Франц-Виктория до 81˚45’ с.ш.с целью испытания навигационных комплексов в высоких широтах. Перед погружением под кромку льда личный состав проявил самоотверженность и высокие специальные знания в работе по устранению больших утечек гидравлики.

1959 год, с декабря по май 1960 года
поставлена в ремонт и модернизацию на ССЗ № 402 в гор. Северодвинске для установки навигационного комплекса «Сила Н-627», деаэрационной и водохимочистительной установки и ряда модернизационных работ с заменой вышедшего из строя оборудования. Часть приборов навигационного комплекса располагались в первом отсеке, там же была оборудована вторая штурманская рубка, но в результате переделок четыре нижних торпедных аппарата бездействовали, а запас торпед сократился почти вдвое.

1960 год, январь
перечислена в состав 339-й брремстрпл СФ.

1960 год, с декабря по февраль 1961 года
выполнены швартовые испытания подводной лодки и комплексные испытания деаэрационной установки, в результате которых принято решение ГК ВМФ и Государственного комитета по судостроению при Совете Министров СССР о монтаже деаэрационной установки, как непригодной для эксплуатации.

1961 год, с 26 мая по 7 августа
выполнена программа ходовых испытаний и практически отработаны важные экзамены для плавания подо льдом: управление подводной лодкой на заднем ходу и вертикальное всплытие без хода.

1961 год, 7 августа
перечислена во вновь сформированную 3-й дпл СФ с местом базирования в гб. Малая Лопатка.

1961 год с 17 по 31 августа
выполнила поход до широты 81˚40’ с заходом под лед на 60 миль в Арктический бассейн через прол. Виктория.

1961 год, с 20 по 24 сентября
выполнила стрельбу практическими торпедами.

1961 год, декабрь
совершила выход в полигоны для отработки курса боевой подготовки, но из-за неисправностей в энергетической установке задачи № 3 и № 4 отработаны не были.

1962 год, весна
в пункте постоянного базирования произведён навигационный ремонт подводной лодки силами специалистов СРЗ-10, ССЗ № 402 с установкой паросборников и докованием.

1962 год, с 4 по 10 июля
совершила контрольный выход перед походом на Северный Полюс.

1962 год, 11 июля
вышла из гб. Западная Лица в поход на штурм Северного полюса под руководством контр-адм. Петелина А.И. Перед выходом лодку посетил ГК ВМФ адм. флота Горшков С.Г., начальник Главного Политуправления ВМФ вице-адм. Гришанов В.Г., начальник ГШ ВМФ адмирал Касатонов В.А., Зам. ГК ВМФ вице-адм. Иванов В.Н., начальник ГТУ ВМФ инж.-вице-адм. Котов П.Г., начальник Гидрографической службы ВМФ вице-адм. Рассохо А.И., командующий Северным флотом вице-адм. Лобов С.М. и другие высокие должностные лица.

1962 год, 12 июля
к концу суток была обнаружена неисправность циркуляционного насоса охлаждения главного конденсатора. Замену трех подшипников производили в подводном положении, ремонт продолжался около 14 часов.

1962 год, 13 июля
в 11.30 лодка всплыла в Гренландском море для встречи с тральщиком для уточнения данных о ледовой обстановке. Из-за плохих гидрометеоусловий встреча состоялась только в 18.00.

1962 год, 14 июля
около 10.45 на широте 79º в подводном положении вошла под кромку льда.

1962 год, 15 июля
первое за поход всплытие во льдах Арктики в точке с координатами 84˚08’ с.ш., 0˚48,5’ в.д.

1962 год, 17 июля
в 06.59.11 по Московскому времени впервые в истории отечественного ВМФ прошла в точке Северного Полюса в подводном положении.

1962 год, 18 июля
второе за поход всплытие во льдах Арктики в точке с координатами 84˚54’ с.ш., 0˚01,5’ з.д.

1962 год, 19 июля
третье за поход всплытие во льдах Арктики в точке с координатами 79˚40’ с.ш., 0˚ 41’ з.д. Навигационная невязка составила 34 мили.

1962 год, 20 июля
в 13.40 пл прошла кромку льдов. В подледном положении пройдено 1294 мили за 178 часов. В 14.00 всплыла в надводное положение.

1962 год, 21 июля
вернулась из похода к Северному Полюсу в Гремиху. Руководитель похода контр-адм. Петелин А.И., командир пл кап. 2 ранга Жильцов Л.М. и командир БЧ-5 инженер-кап. 2 ранга Тимофеев Р.А. были удостоены звания Героя Советского Союза. Награды вручил лично Генеральный Секретарь ЦК КПСС Хрущев Н.С. Весь личный состав лодки награждён орденами и медалями.

1962 год, 9 октября
приказом ГК ВМФ присвоено почетное наименование «Ленинский комсомол».

1962 год, сентябрь
было обнаружено разгерметизация тепловыделяющих элементов. Подводная лодка прибыла на СРЗ-893 в гор. Северодвинск для ремонта и модернизации и временно подчинена 339-й обрпл СФ.

1963 год, с 26 февраля по 29 октября 1965 года
передана для дальнейшего ремонта с заменой реакторного отсека. Отработанное топливо было было выгружено, а отсек залит специальным составом. На пл выполнен ряд модернизационных работ с установкой нового навигационного комплекса «Сигма», аппаратуры автоматического, ручного и программного управления подводной лодкой и управления противоаварийными средствами.

1963 год
экипаж лодки был награждён переходящим Красным знаменем ЦК ВЛКСМ.

1964 год, 29 июля
газета «Красная Звезда» опубликовала открытое письмо экипажа лодки «Ленинский комсомол»с инициативой начала социалистического соревнования в Вооружённых Силах в честь 20-летия Победы в Великой Отечественной войне. Это движение получило название «Эстафеты боевой славы».

1965 год, с 29 октября по 7 ноября
выполнена программа ходовых испытаний.

1965 год, 24 ноября
подписан государственный акт об окончании ремонта и передачи подводной лодки ВМФ.

1965 год, 29 ноября
прибыла к постоянному месту базирования в гб. Западная Лица.

1965 год, 17 декабря
подводную лодку посетил первый космонавт планеты Герой Советского Союза полковник Гагарин Ю.А. в сопровождении 3-го секретаря ЦК ВЛКСМ Пастухова Б.Н. и сделал запись в историческом журнале корабля.

1966 год, 23 марта
при всплытии на сеанс связи севернее маяка Русский, столкнулась с вынесенным из Белого моря ледяным полем, в результате чего на ограждении рубки образовалась вмятина и был погнут перископ.

1966 год, с 10 июля по 29 августа
выполнила задачи первой боевой службы в Атлантическом океане, Саргассовом море и Мексиканском заливе, имея на борту 4 торпеды со спецбоеприпасом. Плавание проходило в течении 49 суток без всплытия на поверхность.

1966 год, с марта по июнь
выполнила программу испытаний по темам: «Егорлык» (испытание средств ПЛО), «Шпат», «Турмалин», «Тон» (испытание противоаварийных систем); «Августин» (испытание покрытия легкого корпуса).

1966 год, июнь
производилась киносъемка подводной лодки в надводном положении на ходу, моменты погружения и всплытия .

1967 год, с 12 марта по 30 апреля
произведено плановое докование и чистка труднодоступных мест прочного корпуса на СРЗ-10 в гор. Полярном.

1967 год с 18 по 21 июня
провела испытания по всплытию во льдах и пролому льда от 10 до 80 см. Испытания проведены успешно, но получены незначительные повреждения корпуса рубки и антенны станции «Свет».

1967 год, 10 июля
вышла на вторую боевую службу в Средиземное море, имея на борту 4 торпеды со спецбоеприпасом. В ходе несения службы была выполнена хирургическая операция матросу.

1967 год, 8 сентября
при возвращении с боевой службы на 56-е сутки похода северо-восточнее Фарерских островов в точке с координатами 64˚ с.ш., 04˚ з.д. на глубине 49 метров в 01.52 в 1-м отсеке возник пожар. При переходе личного состава во 2-й отсек пожар перекинулся и туда. При попытке разведки обстановки во 2-м отсеке волна угарного газа ворвалась в центральный пост. Все 14 человек, находившиеся в тот момент в 3-м отсеке потеряли сознание. В результате аварии погибло 38 человек из состава экипажа и прикомандированный на поход флагманский химик дивизии кап. л-т Смирнов В.Н. Подлодка сохранила ход и самостоятельно вернулась в пункт базирования подробнее >>

1967 год, 11 сентября
прибыла к постоянному месту базирования.

1967 год, 14 сентября
погибшие члены экипажа похоронены в братской могиле недалеко от поселка Заозёрный Кольского района Мурманской области. За проявленную стойкость и верность своему воинскому долгу, все погибшие матросы, старшины и офицеры занесены в Книгу Почёта Краснознамённого Северного флота. Семьям погибших боевые друзья оказали материальную помощь собранными денежными средствами. Решением МО СССР маршала Советского Союза Гречко А.А., семьям погибших офицеров и сверхсрочнослужащих предоставлены отдельные квартиры в городах Москва и Ленинград. Жена мичмана Буторина А.А., по своему желанию, переехала на постоянное жительство в гор. Северодвинск. По заключению государственной комиссии под председательством 1-го заместителя ГК ВМФ СССР адм. флота Касатонова В.А., пожар произошёл вследствие прорыва гидравлическим маслом паронитовой прокладки в машинке клапана вентиляции цистерны главного балласта № 2 правого борта. Под рабочим давлением сильно распыленное гидравлическое масло ударило в отсек, вспышка произошла из-за технически допустимых норм искрения любого электроприбора или электролампы в условиях повышенного, но допустимого по нормам процентного содержания кислорода в отсеке. Действия личного состава оценены как правильные.

1967 год, с 14 сентября по 5 ноября
произведен аварийный ремонт на ПО «Севмашпредприятие» в гор. Северодвинске.

1968 год, с 20 апреля по 5 мая
произведено плановое докование в гб. Гремиха.

1968 год, с 21 июля по 29 июля
с 184-м экипажем (командир – кап. 2 ранга Жуков А.Я.) приняла участие в тактическом учении СФ и БФ совместно с флотами стран Варшавского договора «Север» под руководством ГК ВМФ СССР адм. флота Советского Союза Горшкова С.Г.

1968 год, с 26 августа по 21 декабря
произведен навигационный ремонт на СРЗ-10 в гор. Полярном.

1968 год, 17 октября
в связи с 50-ти летием ВЛКСМ, награждена Памятным Знаменем МО СССР.

1969 год, 8 декабря
прибыла в гб. Пала на СРЗ-10 в гор. Полярный для производства среднего ремонта с модернизацией.

1971 год, 25 февраля
директивой НГШ ВМФ от 05.02.1971 и директивой НШ КСФ от 25.02.1971 перечислена в состав 17-й дпл СФ.

1971 год, 28 декабря
окончен ремонт на СРЗ-10 в гор. Полярном и пл из гб. Пала перешла в гб. Большая Лопаткина для окончательного расчета и загрузки ЗИП.

1972 год, с 8 по 9 января
совершив межбазовый переход, прибыла в состав 17-й дпл СФ к постоянному месту базирования в гб. Гремиха.

1972 год, с 29 октября по 5 ноября
приняла участие в учениях на приз ГК ВМФ по обнаружению ПЛАРБ.

1973 год, с 12 мая по 1 июня
выполнила задачи третьей боевой службы в Атлантическом океане и Средиземном море.

1974 год, с 15 марта по 5 мая
выполнила задачи четвертой боевой службы в Норвежском море и Северной Атлантике с оценкой «отлично».

1975 год, февраль
при нахождении в полигоне боевой подготовки на глубине 60 метров произошло короткое замыкание в автоматическом переключателе резервного питательного насоса в 7 отсеке. Пожар был ликвидирован подачей огнегасителя системы объемного химического пожаротушения из 8-го отсека, получили серьезные ожоги 2 человека.

1975 год, с 24 апреля по 13 июня
выполнила задачи пятой боевой службы в Баренцевом, Норвежском и Гренландском море с оценкой «отлично».

1975 год
подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» занесена в летопись трудовых дел ВЛКСМ, а её экипаж удостоен Почётной грамоты ЦК ВЛКСМ и награждён Памятным знаменем Министерства обороны СССР и Главного политического управления Советской Армии и ВМФ.

1976 год, с 31 января по 21 февраля
произведено плановое докование в гб. Гремиха.

1976 год с 1 июня по 27 июня
произведено аварийное докование на СРЗ-10 в гор. Полярном.

1977 год, 25 июля
переклассифицирована в большую подводную лодку.

1977 год, с 29 декабря
на СРЗ-10 в гб. Пала в гор. Полярный поставлена в средний ремонт с заменой кабельных трасс.

1981 год, 8 января
при проведении ремонтных работ произошел пожар, в результате которого выгорели недавно замененные кабельные трассы.

1981 год, 30 декабря
закончен средний ремонт, передана 184-му экипажу для перехода к постоянному месту базирования.

1982 год, с 25 мая по 25 июня
выполнила задачи шестой боевой службы со 184-м экипажем продолжительностью 32 суток в Баренцевом, Норвежском и Гренландском море с оценкой «отлично». Боевая служба была посвящена XIX съезду ВЛКСМ.

1982 год, 15 августа
принята основным экипажем у 184-го экипажа.

1983 год, январь
поставлена в ремонт на СРЗ-10 в гор. Полярном.

1984 год, 28 сентября
после окончания ремонта введена в состав сил постоянной готовности.

1985 год
приняла участие в учениях: «Океан-85», «Атлантика-85», «Север-85».

1985 год, с 2 июля по 27 июля
выполнила задачи боевого дежурства и шестой боевой службы в Норвежском море.

1986 год, апрель
поставлена в ремонт на СРЗ-10 в гор. Полярном.

1986 год, сентябрь
передана экипажу К-21 пр. 627а для продолжения ремонта.

1987 год, 20 сентября
с экипажем К-21 пр. 627а, не завершив среднего ремонта, прибыла к постоянному месту базирования в гб. Гремиха.

1987 год 17 октября
приказом ГК ВМФ выведена из боевого состава ВМФ.

1988 год, 9 сентября
переформирована в учебно-тренировочное судно и поставлена на прикол в гб. Гремиха.

1989 год, 14 марта
переклассифицирована в большую подводную лодку, присвоен новый номер Б-3.

1993 год, 30 сентября
перечислена в состав 285-го днпл хранения СФ.

1993 год, 5 ноября
перечислена в состав 14-й брпл хранения СФ.

2002 год, ноябрь
отбуксирована на ФГУП «10 СРЗ» в гор. Полярный на утилизацию, но в последующем было принято решения о переоборудовании Б-3 в музей.

2003 год июль
на ФГУП «10 СРЗ» закончена выгрузка ядерного топлива.

2009 год
передана гражданскому экипажу и отбуксирована на ФГУП «СРЗ Нерпа».

2016 год по 8 сентября 2017 года
выполнены работы по герметизации и конвертовки корпуса подводной лодки для ее хранения на плаву, лодка спущена на воду и поставлена к стенке завода.

2021 год, с 19 августа по 21 сентября
выполнена буксировка подводной лодке в транспортном доке «Свияга» из гб. Оленья в акваторию завода АО «Северная верфь».

2021 год, с 8 декабря по 23 июня 2022 года
в сухом доке им. Митрофанова АО «Кронштадский морской завод» подводная лодка прошла ремонт подводной части корпуса и подготовлена для перехода в Выборгский судоремонтный завод.

2022 год с 29 августа по 4 сентября
на ПАО «Выборгскоий судостроительный завод» прошла операцию погрузки на транспортный док «Атлант» и отбуксирована в Кронштадт для выгрузки на причальную стенку терминала «Моби Дик».
   


За время нахождения в составе ВМФ, первой достигла географической точки Северного полюса, совершила 6 боевых служб, прошла 128443 мили за 14115 ходовых часа. Первый командир подводной лодки кап. 1 ранга Осипенко Л.Г. 23 июля 1959 года удостоен звания Героя Советского Союза. За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, командир кап. 2 ранга Жильцов Л.М. и командир БЧ-5 инж.-кап. 2 ранга Тимофеев Р.А. 21 июля 1962 года были удостоены звания Героя Советского Союза. Решением комсомольской организации от 17 декабря 1965 года почетным членом комсомольской организации избран Герой Советского Союза полковник Гагарин Ю.А. В честь подводной лодки именем «Ленинский комсомол» названа одна из вершин подводного хребта Гаккеля в Северном Ледовитом океане. Подводная лодка 6 раз приказом Командующего флотом объявлялась «отличной ПЛ».


Бортовые номера: 93 (..1958..), 303 (..1961..), 270 (...1962..), 666 (..?..), 655 (...2009).


экипаж подводной лодки


историческая справка экипажа


1954 год, 25 мая
подписано Постановление Совета Министров СССР о формировании двух экипажей опытной подводной лодки пр. 627, начато формирование экипажа.

1854 год, сентябрь
на флотах и флотилиях подводных лодок начат подбор старшин и матросов для экипажей.

1954 год, 1 декабря
командование, офицерский состав БЧ-5 и медицинской службы двух экипажей начали обучение и стажировку на первой атомной электростанции и лаборатории «В» МВД в гор. Обнинске, а офицерский состав других боевых частей и служб начал обучение при институтах НИИ-3, НИИ-303, СКБ-143 МСП в гор. Ленинграде.

1954 год, декабрь
экипажи подчинены Управлению Кораблестроения ВМФ.

1955 год, октябрь
прибыли и начали подготовку на стенде 27-ВМ под руководством офицерского состава старшины и матросы БЧ-5 в количестве 33 человек.

2009 год, 1 декабря
расформирован экипаж.

1955 год, март
офицерский состав окончил первичную подготовку и допущен к самостоятельному управлению атомной электростанцией.

1955 год, сентябрь
экипаж подчинен 150-му однпл с дислоцированием в гор. Ленинграде.

1955 год, сентябрь
по решению ГК ВМФ второй экипаж переназначен на вторую атомную подводную лодку К-5 пр. 627а.

1956 год, август
окончено формирование экипажа, экипаж в составе 150-го однпл передислоцирован из гор. Ленинграда в гор. Северодвинск

2014 год, 16 декабря
Указом Президента РФ № 579 от 01.09.2014 орденами Мужества посмертно награждены 39 подводников, героически погибших 08.09.1967 в результате пожара на борту подводной лодки в 1-м и 2-м отсеках.
   
 


командиры:

войсковая часть 60060

•   Осипенко Леонид Гаврилович (08.1955–12.1959);
•   Жильцов Лев Михайлович (12.1959–10.1964);
•   Первушин Геннадий Сергеевич (10.1964–07.1967);
•   Степанов Юрий Федорович (07.1967–07.1968);
•   Жуков Анатолий Яковлевич (07.1968–01.1972);
•   Базько Александр Николаевич (01.1972–03.1977);
•   Растворов Анатолий Алексеевич (03.1977–06.1984);
•   Бурцев Олег Вениаминович (06.1984–09.1986);
•   Мурашов Сергей Владимирович (09.1986–06.1989).

командиры экипажа:

•   Бондаренко Леонид Витальевич (06.1989–02.1995);
•   Федотов Евгений Анатольевич (02.1995–06.2002);
•   Тищенко Андрей Викторович (06.2002–01.12.2009).


дополнительно


К-3 проекта 627а, дополнительная информация

фото: запись о посещении корабля космонавтом Юрием Гагариным в историческом журнале корабля
дата: 1965 год, декабрь
источник: исторический журнал корабля


Б-3 проекта 627а, дополнительная информация

фото: последние метры движения Б-3 по водной поверхности в транспортном доке для постановки к месту вечной стоянки
дата: 2022 год, 5 сентября
автор фото: И. Курганов


•   Обстоятельства аварии 08.09.1967 г.

•   Воспоминания кап. 1 ранга в отставке Галутвы И.Г. о походе на К-3 на боевую службу в 1967 году

•   Описание проекта 627 и 627а

•   Фотоальбом проекта 627 и 627а

•   Список принятых сокращений


источники:

 

•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Тимофеев Р.А. «К северному полюсу на первой атомной», «Подводное кораблестроение, прошлое, настоящее, будущее», выпуск № 4, изд. СПМБМ «Малахит», СПб, 1995 г.;
•   Буклет «40 лет «К-3», изд. «Пароход», Североморск, 1998 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий;
•   Справочник «Подводные лодки России», т. 4, ч. 1, изд. ЦКБ МТ «Рубин», СПб, 1996 г.;


Благодарим А. Аверина, С. Бережного, С. Шлимонова и В. Резвушкина, предоставивших фотографии и дополнения.
Если Вы можете что-либо добавить к приведенным данным, внести уточнения или предоставить фотографии, свяжитесь с автором по e-mail: admin@ruspodplav.ru


Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


 

 


© 2009 - 2022 Составитель Илья Курганов. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2009 - 2022 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru

Рейтинг@Mail.ru