К-52
проект 627а «Кит», заводской номер 283


К-52 проекта 627а

фото: всплытие К-52 в битом льду во время съемок фильма «Служу Советскому Союзу»
дата: 1967 год, май
предоставил: В. Шумаков


К-52 проекта 627а

фото: К-52 в арктическом районе во время съемок фильма «Служу Советскому Союзу»
дата: 1967 год, май
предоставил: В. Шумаков



историческая справка


1959 год, 15 октября 

заложена на стапеле ССЗ № 402 в гор. Северодвинске в цехе № 42.

1960 год, 28 августа 
спущена на воду.

1960 год, с 10 сентября по 20 октября 
швартовые испытания.

1960 год, с 21 октября по 24 октября 
заводские ходовые испытания.

1960 год, 3 ноября 
выход на государственные испытания.

1960 год, 8 ноября 
при прохождении мерной линии в Кандалакшском заливе произошла заклинка больших кормовых горизонтальных рулей на погружение на полном ходу. Дифферент на нос достиг 17 градусов. Командир дал команду на реверс обеим ходовым турбинам и засекал секундомером время исполнения команды. На 11-й секунде начали падать обороты винтов, на 17-й обеим турбинам дали контрпар, на 47-й секунде пл была одержана в 20 метрах от грунта на глубине 340 метров, тем самым превысив предельную глубину погружения (300 метров).Это был первый случай заклинки горизонтальных рулей у подводной лодки на ходу.

1960 год, 2 декабря 
завершены государственные испытания.

1960 год, с 3 декабря по 22 декабря
устранение замечаний.

1960 год, 22 декабря
подписан акт приемки корабля от промышленности. Ответственный сдатчик Лысков Николай Павлович, ведущий военный представитель КПА ГУК ВМФ инж.-кап. 2 ранга Федоренко Илья Емельянович, командир корабля кап. 2 ранга Рыков Валентин Павлович, председатель комиссии государственной приемки кап. 1 ранга Висящев Анатолий Васильевич. Подлодка сдана досрочно, как этап соцсоревнования завода.

1960 год, 23 декабря  
торжественно поднят Военно-морской флаг.

1960 год, 25 декабря
поздно вечером корабль отошел от стенки завода для следования к постоянному месту базирования.

1960 год, 27 декабря 
прибыла в б. Малая Лопатка гб. Западная Лица, вошла в состав отдельной 206-й обрпл СФ.

1961 год, январь
в связи с переформированием 206-й обрпл СФ перечислена в 3-й дпл 1-й Флпл СФ.

1961 год, январь
сдача экипажем 1-й курсовой задачи с первого предъявления.

1961 год, апрель
подледное плавание под паковым льдом между Землей Франца Иосифа и о-вом Шпицберген до 84-й параллели. Старший на борту командующий СФ Чабаненко А.Т.

1961 год, с мая по июнь 
автономное плавание в Атлантическом океане, участие в учениях. Подводная лодка досрочно возвращена в базу в связи с аварией на К-19 пр. 658.

1962 год, c 4 по 10 апреля
участие в учениях СФ «Завеса» во время которого произошел разрыв 1-го контура на патрубке ПГ правого борта. Лодка всплыла в шторм в надводное положение и запустила ДГ, затем ввела в действие имеющую малую течь АЭУ левого борта и вернулась в базу. Личный состав получил значительные дозы облучения. По возвращению вахтенная документация была арестована, но после проверки возвращена за исключением вахтенного журнала центрального поста. Журнал был обнаружен только в 1994 году в ЦАВМФ в городе Гатчине бывшим командиром кап. 1 ранга Рыковым В.П., но с фальсификацией. Записи доз облучения исправлены, в результате чего стали в 10 раз меньше.

1963 год, август
завоевала приз ГК ВМФ СССР по торпедной подготовке.

1967 год, c 4 по 8 мая
обеспечение киносъемок в высокоширотном районе двух фильмов о ВМФ СССР «Служу Советскому Союзу» и «Родины верные сыны». Подводная лодка изображала К-3 пр. 627 во время ее похода на Cеверный полюс. Для этого на борт был взят боцман-горизонтальщик мичман Луня М.И., который и водружал флаг на льду.

1967 год, с 26 октября по 21 декабря
внеплановая боевая служба в Средиземном море в ходе которой подводная в подводном положении столкнулась с ПЛАРБ ВМС США «Мэдисон».

1968 год, 28 августа по 29 октября
боевая служба в Средиземном море.

1969 год, с октября по ноябрь
боевая служба, прошедшая благополучно.

1969 год, с декабря по 27 декабря 1972 года
произведен ремонт с большим объемом модернизации с заменой навигационного комплекса на НК «Сигма», гидроакустического на «Рубикон», установлена система замера плотности воды «Береста», система СДВ связи и многое другое.

1972 год, 27 декабря
ошвартовалась у пирса в Святоносском заливе на Йоканьгском рейде, прибыв к новому месту службы и вошла в состав 17-й дпл 11-й Флпл СФ.

1973 год, с декабря по февраль 1974 года
боевая служба в Средиземном море.

1975 год, с июля по сентябрь
боевая служба в Атлантическом океане.

1983 год, июль
выход на боевую службу в южную часть Атлантики, но по причине засоления конденсатно-питательной системы после прохождения Фареро-Исландского противолодочного рубежа была возвращена в базу. Причиной засоления стал неправильный монтаж трубопроводов системы сливов протечек КПС в главный конденсатор при производстве текущего ремонта на СРЗ-10 резервным экипажем.

1986 год, июнь (предположительно) 
из-за большого объема ремонтных работ ГК ВМФ принято решение сдать в ОФИ. Эта была первая подводная лодка пр. 627а, сданная в ОФИ.

1996 год, весна (предположительно)
отбуксирована в СРЗ-10 для выгрузки активных зон.

1996 год, с сентября по 30 января 1997 года 
утилизирована на СРЗ-10 в гор. Полярном.
   


За время службы подводная лодка совершила 11 дальних походов и боевых служб, а всего с момента постройки подлодка прошла 236804 мили за 26366 ходовых часa.


Бортовые номера: 126 (..1967..).


экипаж подводной лодки


экипаж К-52 проекта 627а

фото: члены экипажа К-52 во время съемок фильма «Служу Советскому Союзу». Слева - КДД кап. 3 ранга В. Шумаков.
дата: 1967 год, май
предоставил: В. Шумаков



историческая справка экипажа


1959 год
сформирован экипаж.

1996 год, (приблизительно)
расформирован экипаж.
 


командиры:

войсковая часть 13048

•   Рыков Валентин Павлович (07.1960–11.10.1962);
•   Гринчик Евгений Николаевич (10.1962–09.1966);
•   Борисенко В.Д. (09.1966–10.1973);
•   Гаврилов В.В. (10.1973–12.1975);
•   Богомолов В.И. (12.1975–04.1978);
•   Кузнецов М.Ю. (04.1978–09.1978);
•   Афонин В.И. (09.1978–01.1986);
•   Сыроежко Н.В. (09.1986–1992).


дополнительно


•   Описание проекта 627 и 627а

•   Фотоальбом проекта 627 и 627а

•   Список принятых сокращений


источники:

 

•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Ковалев Э.А., Саксеев А.А. «Возвращённые бездной», альманах «Подводный флот» № 7;
•   Костев Г.Г. «Военно-морской флот страны. 1945-1995. Взлеты и падения», 2-е издание, изд. «Глобус». Москва, 2000 г.;
•   Костев Г.Г., Костев И.Г. «Неизвестный флот. Люди, факты, проблемы», Москва, 2004 г.;
•   Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991 гг.», Историческое морское общество, Санкт-Петербург, 1996 г.;
•   Тимофеев Р.А. «К северному полюсу на первой атомной», «Подводное кораблестроение, прошлое, настоящее, будущее», выпуск № 4, изд. СПМБМ «Малахит», СПб, 1995 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий;
•   Справочник «Подводные лодки России», т. 4, ч. 1, изд. ЦКБ МТ «Рубин», СПб, 1996 г.;


Благодарим С. Шлимонова и В. Шумакова предоставивших фотографии и дополнения.
Если Вы можете что-либо добавить к приведенным данным, внести уточнения или предоставить фотографии, свяжитесь с автором по e-mail: admin@ruspodplav.ru


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


 

 


© 2009 - 2022 Составитель Илья Курганов. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2009 - 2022 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru

Рейтинг@Mail.ru