К-278
проект 685 «Плавник», заводской номер 510


К-278 "Комсомолец" проекта 685

фото: К-278 на государственных испытаниях в Белом море
дата: 1987 год, сентябрь
источник: ПО СМП


К-278 "Комсомолец" проекта 685

фото: К-278 подходит к пирсу в гб. Лопаткина
дата: 1987 год, сентябрь
автор фото: В. Юдин
предоставил: И. Орлов



историческая справка


1976 год, 16 марта
зачислена в списки кораблей ВМФ.

1977 год, 25 июля
переклассифицирована из крейсерской в большую атомную подводную лодку пр. 658.

1978 год, 22 апреля
заложена на стапеле цеха № 42 ПО «Севмашпредприятие» в гор. Северодвинске.

1980 год
сформирован экипаж.

1981 год, с 7 августа по 26 ноября
экипаж прошел обучение по программе подготовки нового формирования в 270-м УЦ ВМФ в гор. Сосновый Бор.

1983 год, 30 мая
торжественно выведена из цеха.

1983 год, 3 июня
спущена на воду.

1983 год, с июля по август
выполнена программа швартовых испытаний.

1983 год август
торжественно поднят Военно-морской флаг.

1983 год, с августа по декабрь
выполнена программа заводских и государственных ходовых испытаний.

1983 год, 28 декабря
подписан приемный акт, вступила в строй и передана в опытную эксплуатацию.

1984 год, 18 января
включена в состав 6-й дпл 1-й Флпл СФ с базированием в гб. Лопаткина.

1984 год, 14 декабря
прибыла к постоянному месту базирования в гб. Лопаткина, к этому времени наплаванность корабля составляла 107 ходовых суток, в том числе около двух месяцев плавания без гражданских специалистов на борту. В соответствии с совместным решением ВМФ и Минсудпрома руководство опытной эксплуатации поручено председателю комиссии – командующему 1 Флпл вице-адм. Чернову Е.Д. и проводилась по разработанной Главкоматом ВМФ и Мидсудпромом специальной программе.

1985 год, 29 июня
экипаж сдал курсовые задачи, введен в состав перволинейных кораблей постоянной боевой готовности и начал подготовку к глубоководному погружению.

1985 год, июль
в гб. Западная Лица успешно проведены испытания отстыковки всплывающей камеры.

1985 год, 31 июля
вышла в Норвежское море для проведения глубоководных испытаний (командир – кап. 1 ранга Зеленский Ю.А., старший на борту – командующий 1-й Флпл вице-адм. Чернов Е.Д.). На борту находились: Главный конструктор проекта Кормилицин Ю.Н., технический руководитель погружения первый заместитель главного конструктора Романов Д.А., ответственный сдатчик Чувакин В.М., сдаточный механик Леонов Л.П.

1985 год, 5 августа
выполнила программу глубоководного погружения. В 12.43 подводная лодка погрузилась на предельную глубину 1000 метров и оставалась там 51 минуту, при этом максимальная достигнутая глубина составляла 1027 метров. При всплытии на 800 метрах выполнила прострелку торпедных аппаратов болванками.

1985 год, 7 августа
вернулась в пункт базирования, на пирсе подводную лодку встречал командующий СФ адм. Капитанец И.М.

1985 год, с августа по ноябрь
выполнена ревизия механизмов на ПО «Севмашпредприятие» в гор. Северодвинске.

1985 год, декабрь
выполнена доковая операция на СРЗ-10 в гор. Полярном для ремонта штока лага.

1985 год, 30 декабря
выведена из дока и перешла из гб. Пала к месту постоянного базирования в гб. Лопаткина.

1986 год
в период опытных тактических учений подводная лодка выполнила в Норвежском море испытания аварийной газогенераторной системы всплытием с рабочей глубины 800 метров.

1986 год, с 30 ноября по 28 февраля 1987 года
выполнила задачи первой боевой службы (командир – кап. 1 ранга Зеленский Ю.А., старший на борту ЗКД 6-й дпл – кап. 1 ранга Богатырев А.С.).

1987 год, июнь
закончена опытная эксплуатация, подводная лодка принята в эксплуатацию по прямому назначению.

1987 год, с августа по октябрь
выполнила задачи второй боевой службы (командир – кап. 1 ранга Зеленский Ю.А.). В период выполнения задач боевой службы, 25.09.1987 г., совершила кратковременный заход в пункт базирования для передачи на берег ИГАГ-1 ст. л-та Диденко Ю.Н., в связи с обострением у него симптомов сердечной недостаточности.

1989 год, 31 января
присвоено почетное наименование «Комсомолец».

1989 года, 28 февраля
вышла на третью боевую службу с 604-м экипажем (командир – кап. 1 ранга Ванин Е.А., старший на борту – ЗКД 6-й дпл кап. 1 ранга Коляда Б.Г.).

1989 год, 7 апреля
около 11 часов при нахождении подводная лодка на глубине 387 метров в 7-м отсеке по неизвестной причине возник пожар, из-за разрыва трубопровода ВВД и стравливания кормовых перемычек ВВД в седьмой отсек, применение системы ЛОХ оказалось не эффективным, пожар распространился на смежные отсеки, произошло локальное возгорание и в центральном посту. в 12.26 передано РДО об аварии. К 14.00 обстановка стабилизировалась. В 14.40 установлен визуальный контакт с самолетом Ил-38. В 16.30 внезапно начал увеличиваться дифферент на корму, в 16.40 по кораблю отдан приказ об эвакуации. В 17.08 в результате поступления забортной воды через выгоревшие уплотнения в 7-м отсеке, а также, возможно, через незакрытые бортовые вентиляционные устройства, подводная лодка потеряла продольную остойчивость и затонула на глубине 1858 метров в точке с координатами 73°43'17 с.ш. 13°15'51 в.д. Вместе с кораблем и в районе затопления утонуло 23 члена экипажа. Тела погибших и оставшиеся в живых подняты на борт рыбопромысловой базы «Алексей Хлобыстов» и промыслового судна «Ома», затем переданы на борт таркр «Киров». Всего погибло 42 подводника, в том числе трое – уже после спасения, в живых осталось 27 человек  подробнее >>.

1989 год, 31 декабря
расформирован экипаж.

1989 год, с 17 по 26 мая
в ходе первой экспедиции НИС «Академик Мстислав Келдыш» с глубоководными ПА «Мир», НИС «Персей» с помощью буксируемого гидролокатора бокового обзора обнаружило затонувшую подводную лодку и возле нее в 700 метрах – отстыкованную ВСК и затонувший нераскрывшийся спасательный плот. В дальнейшем лодка обследована на грунте глубоководными аппаратами «Мир-1» и «Мир-2».

1990 год, 6 июня
исключена из состава ВМФ.

1991 год, с августа по сентябрь
вторая экспедиция НИС «Академик Мстислав Келдыш» к затонувшей лодке.

1992 год
третья экспедиция НИС «Академик Мстислав Келдыш» для осмотра корпуса на предмет возможности его герметизации с целью недопущения вымывания наружу продуктов коррозии плутония из боеголовок торпед.

1993 год, август
четвертая экспедиция НИС «Академик Мстислав Келдыш» в ходе которой была предпринята неудачная попытка поднять ВСК.

1994 год, август
пятая экспедиция НИС «Академик Мстислав Келдыш» в ходе которой были продолжены работы по герметизации корпуса.

1995 год, август
шестая экспедиция НИС «Академик Мстислав Келдыш» в ходе которой были установлены титановые заглушки на отверстия в носовой части лодки и контрольно-регистрирующая аппаратура.

1998 год, июль
седьмая экспедиция НИС «Академик Мстислав Келдыш» в ходе которой было обнаружено несанкционированное посещение затонувшей подводной лодки иностранными глубоководными подводными средствами, которые сняли регистрирующую аппаратуру.
  


Всего за время нахождения в боевом составе ВМФ совершила 3 боевых службы.


экипаж подводной лодки


экипаж К-278 "Комсомолец" проекта 685

фото: торжественное построение по случаю подъема Военно-морского флага. Государственный флаг снимает ответственный сдатчик Чувакин В.И.
дата: 1983 год, август
источник: ПО СМП
предоставил: А. Гуров


экипаж К-278 "Комсомолец" проекта 685

фото: офицеры экипажа К-278 на первомайской демонстрации (слева направо): инженер БЧ-4 ст. л-т Гуров Алексей Георгиевич, КБЧ-1 кап. 3 ранга Фадеев Владимир, инженер дивизиона живучести ст. л-т Ильющенко Игорь Эдуардович, ИГАГ-1 ст. л-т Диденко Юрий Николаевич, КДД кап. 3 ранга Стветловский Александр Александрович, инженер А и Т л-т Морозов Андрей Владимирович.
дата: 1988 год, 1 мая
автор фото: неизв.
предоставил: А. Морозов


экипаж К-278 "Комсомолец" проекта 685

фото: офицеры, мичманы и старшины экипажа К-278. Сидят (слева направо): СПК кап. 2 ранга Ключников В.М., командир кап. 1 ранга Зеленский Ю.А., ЗКПЧ кап. 2 ранга Кундрюков В.И. Стоят (слева направо): СРТК м-н Бобровников В., главный боцман ст. м-н Полухин В., ст. 2 ст. (?), ст. 1 ст (?), НРТС кап. 3 ранга Коковин В.Г., ПК кап. 3 ранга Аванесов О.Г., ст. 2 ст. (?), ст. 1 ст. (?), ст. 2 ст. (?), СКС м-н Богданов.
дата: 1987 год (приблизительно)
автор фото: неизв.
предоставил: А. Гуров



историческая справка экипажа


1976 год, март (приблизительно)
сформирован экипаж.

1981 год, c 7 августа по 26 ноября 1982 года
экипаж прошел обучение по программе экипажа нового формирования в 270-м УЦ ВМФ в гор. Сосновый Бор.

1989 год, 31 декабря
расформирован экипаж.
   
 


командиры:

войсковая часть 69199

•   Зеленский Юрий Александрович (1976–31.12.1989).


дополнительно


место гибели К-278 "Комсомолец" проекта 685

место гибели К-278 «Комсомолец»


•   604-й экипаж, историческая справка

•   Список принятых сокращений


источники:

 

•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Бережной С.С., Спирихин С.А. «Надводные корабли и подводные лодки постройки завода № 402 - СМП - в ВМФ СССР. 1944 - 1966 гг.», справочник, изд. СМП, Северодвинск, 2000 г.;
•   Богатырев А.С. «Забытый экипаж». «Шестая дивизия подводных лодок Северного флота» спецвыпуск альманаха «Тайфун», СПб, 2003 г.;
•   Чернов Е.Д. «Тайны подводных катастроф», СПб, издательский дом «Нева» 2002 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.


Благодарим А. Гурова, А. Морозова и И. Орлова за предоставленные дополнения и фотографии.
Если Вы можете что-либо добавить к приведенным данным, внести уточнения или предоставить фотографии, свяжитесь с автором по e-mail: admin@ruspodplav.ru


Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


 

 


© 2009 - 2022 Составитель Илья Курганов. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2009 - 2022 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru

Рейтинг@Mail.ru