историческая
справка
1954 год 16 августа
заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске как
большая подводная лодка проекта 611, но впоследствии достраивалась по проекту
АВ611.
1954 год 30 ноября
зачислена в списки кораблей ВМФ.
1957 год 16 января
спущена на воду, экипаж временно подчинен 339-й обрстрпл БелФл.
1957 год
выполнила программу заводских и государственных ходовых испытаний, в ходе
которых выполнила погружение на предельную глубину и испытательные стрельбы БР
Р-11ФМ.
1957 год 30 ноября
подписан приемный акт, вступила в строй (командир – кап. 2 ранга Лихарев С.И.,
председатель комиссии государственной приемки – кап. 1 ранга Афонин В.Д.
ответственный сдатчик – Баженов М.Я., сдаточный механик – Харитонов В.Е.).
1957 год 6 декабря
прибыла к постоянному месту базирования в гб. Оленья.
1957 год 17 декабря
включена в состав 140-й обрал СФ с базированием в гб. Оленья.
1958 год
выполнила программу летно-конструкторских испытаний серийных БР Р-11ФМ.
1959 год
выполнила задачи боевой службы, в ходе которой на 30-е сутки плавания, выполнила
пуск БР Р-11ФМ.
1961 год 15 июля
перечислена в состав 16-й дпл 12-й Эскпл СФ с прежним местом базирования.
1963 год 10 апреля
в полигоне боевой подготовки в точке с координатами 69 гр. 31,5 мин. с.ш., 35
гр. 14,3 мин. в.д. обнаружила американскую пла SSN-571 «Nautilus». После
взаимного опознавания американская пл скрылась в северо-западном направлении.
1965 год
приняла участие в учениях «Печора».
1966 год с 24 декабря по 11 января 1968 год
на КМОЛЗ в гор. Кронштадте прошла ремонт с демонтажем ракетного комплекса.
1968 год
перечислена в состав 161-й брпл 4-й Эскпл КСФ с базированием в Екатерининской
гавани.
1969 год по 1970 год
выполнила задачи дальнего океанского похода (командир – кап. 2 ранга Рудых
Б.В.) с целью проведения океанографических исследований по плану Академии наук
СССР в составе океанографической экспедиции «Лира» совместно с теплоходом
«Эстония» и танкером «Елгава». В Индийском океане, в связи с неприбытием в точку
встречи согласно ранее намеченного плана Б-66 проекта 611 из состава
океанографической экспедиции «Вега», вместо захода на о-в Мадагаскар совершила
деловой заход в порт Дар-эс-Салам (Танзания), где после четырехмесячного
плавания произведена смена экипажа. В дальнейшем пл с экипажем под командованием
кап. 2 ранга Петрушихина Б.С. достигла 40 гр. ю.ш., и, обогнув о-ва
Фернанду-ди-Норонья, вернулась в Екатерининскую гавань.
1970 год
на СРЗ «Звездочка» в гор. Северодвинске модернизирована по проекту АВ611к.,
временно подчинена 203-й обрпл БелВМБ.
1970 год с 14 апреля по 5 мая
приняла участие в учениях «Океан-70», в ходе которых выполняла задачи
навигационного обеспечения.
1970 год июнь
принята Госкомиссией в опытную эксплуатацию.
1970 год по 1972 года
выполнила программу испытаниях и опытной эксплуатации навигационно-космического
комплекса «Штырь-М».
1971 год с ноября по май 1972 года
выполнила задачи дальнего океанского похода с экипажем под командованием кап. 2
ранга Петрушихина Б.С. с целью проведения океанографических исследований по
плану Академии наук СССР под условным наименованием «Лира» в составе
океанографической экспедиции совместно с теплоходом «Михаил Калинин», в ходе
которого достигла 53 гр. ю.ш. в Атлантическом океане, совершила деловой заход на
Фолклендские о-ва для выполнения аварийного ремонта. В дальнейшем пл достигла
Индийского океана, где, обогнув Маскаренские о-ва, совершила деловой заход в
Порт-Луис (Маврикий) для смены экипажа на основной экипаж Б-73 под
командованием кап. 2 ранга Рудых Б.В. Сменившийся экипаж на теплоходе «Михаил
Калинин» возвратился в Екатерининскую гавань.
1972 год 13 сентября
переклассифицирована в опытовую подводную лодку.
1974 год 7 августа
исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, но оставлена на приколе в Екатерининской гавани.
1981 год (приблизительно)
на Мурманской судоразделочной базе «Главвторчермета» на м. Зелёный в Кольском заливе частично разделана на металл, в последующем прочный корпус использован как основание строящегося бетонного мола.
В некоторый источниках ошибочно в качестве названия подводной
лодки указывается наименование «Лира», в то время как наименования
присваивалось не самой подводной лодке, а океанографическим экспедициям, выполняемым по плану
Академии наук СССР и наносились на корпус как опознавательный знак
принадлежности к экспедиции.
|