История проектирования
26 января 1954 года вышло Постановление
правительства «О проведении работ по исследованию
возможности старта баллистических ракет с подводных
лодок, а также по созданию первых боевых подводных
лодок, вооруженных баллистическими ракетами в
морском исполнении типа Р-11ФМ». Теме был присвоен
шифр «Волна». Руководство работами по этой теме
поручалось главному конструктору ЦКБ-16
Исанину Н.Н. и главному конструктору ОКБ-1
НИИ-88 Королеву С.П. В состав
организаций-участников работы вошли: НИИ-885,
КБ-2, НИИ-49, МНИИ-1, ИКБ-34,
ССЗ № 402.
28.01.1958 г. Военно-промышленный Комитет при Совете Министров
СССР, принял решение о переоборудовании
Б-67
для экспериментальных пусков прототипа ракеты С4.7 –
опытного макета для старта из-под воды на базе. В
этом же году ЦКБ № 16 под руководством
Главного конструктора проекта Борисова В.В.,
разработало технический проект ПВ611 и
рабочие чертежи к нему.
Ракетное вооружение
Проработкой вопросов, связанных с подводным стартом
баллистических ракет, занималось ОКБ-1
НИИ-88 под руководством главного конструктора
Чарнко Е.В., которое создало экспериментальный
прототип ракеты на базе Р-11ФМ для определения
возможности запуска двигателя в заполненной водой
шахте. Вначале проходили бросковые испытания с
неподвижного погруженного стенда в районе Балаклаве.
23.12.1956 г. на полигоне в Черном море состоялся
первый старт макета ракеты из-под воды. Второй этап
бросковых испытаний проходил со специально
переоборудованной дизельной подводной лодки проекта
В613. В конце марта – середине апреля 1958
года, с нее было произведено три пуска макета
ракеты. Третий этап наметили на конец лета 1959
года. К этому времени Р-11ФМ была уже доработана для
подводного старта и ей присвоили индекс С-4.7.
17.03.1959 г. вышло Постановление Совета министров №
315-145 о развертывании работ по созданию комплекса
Д-4 с баллистической ракетой Р-21, стартующей из-под
воды, для вооружения дизельных подводных лодок
проекта
629а
и атомных – 658м. Головной
организацией-проектантом было определено СКБ-385.
Переоборудование
Переоборудование опытовой
Б-67
проекта
В611 производилось по Постановлению Совета
министров от 23.01.1958 г. Конструкция самой
подводной лодки не претерпела существенных изменений
и переоборудование одной ракетной шахты было
выполнена на ССЗ № 402 в г. Северодвинске в
1959 году, после чего лодка была представлена
Государственной приемной комиссии.
Эксплуатация проекта
Испытания начались в середине 1959 года. Первый
подводный старт с борта
Б-67
в августе 1959 года оказался неудачным. Лодка
погрузилась на стартовую глубину. Находившиеся на
опытном судне «Аэронавт» представители флота и
промышленности ждали пуск. Время «Ч» прошло, по УКВ
с «Аэронавта» запросили лодку, почему не выполнен
старт и получили в ответ: «Старт состоялся». После
всплытия
Б-67 была открыта шахта, где находилась
нестартовавшая ракета. Через несколько секунд
произошел самопроизвольный запуск двигателя ракеты,
она сорвала походные крепления и ушла в небо.
Пролетев около 15 км. по случайной траектории,
ракета упала на побережье Кольского полуострова.
Причину аварийного старта установить не удалось.
Следующая попытка подводного пуска с
Б-67
состоялась почти через год, 14.08.1960 г. В ходе
заполнения шахты водой последовал удар, и лодку
встряхнуло. После всплытия оказалось, что ракету
сбросило со стартового стола, а головная часть
ракеты смята. Причиной аварии оказался заводской
дефект в системе заполнения шахты водой.
Только 10.09.1960 г. впервые в СССР состоялся пуск
экспериментальной баллистической ракеты С-4.7 из
подводного положения, с глубины 30 метров при
скорости лодки 3,2 узла, при этом ракета пролетела
125 км. Для сравнения: в США первый пуск
баллистической ракеты «Поларис» с атомной ракетной
подводной лодки «Джордж Вашингтон» из подводного
положения состоялся 20.07.1960 г., т.е. на 40 дней
раньше. Пуск американской ракеты был произведен с
глубины 30 м, ракета пролетела ок. 1800 км.
Параллельно с испытаниями С-4.7 шли испытания другой
экспериментальной ракеты – К-1.1, которая
представляла собой прототип ракеты Р-21 с
уменьшенным временем работы двигателя за счет
уменьшения объемов баков окислителя и горючего.
После окончания испытаний
Б-67
была переоборудована по проекту
611ра
для испытаний ГАС «Радиан-1».
|