Проект 031G


 

 

изображение проекта

проект 6631G

Боковой вид «200» проекта 6631G. 1981 год.

состав проекта

Завод Заводской
номер
Тактический
номер
Начало
строительства
Окончание
строительства
Вступление
в строй
Примечание
1 Далянь 138 1101, 200 10.1959 1965 30.03.1966 6631G
2 Далянь 139 н.д. 12.1959 - - не достроена


История проектирования

   На пике сотрудничества между СССР и Китаем в феврале 1959 года в ЦКБ-16 из Москвы пришло указание подготовить документацию для обеспечения строительства подводных лодок проекта 629 в КНР. Приказом председателя Госкомитета по судостроению № 0017 от 31.01.1959 года, изданным в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 61-25 от 09.01.1959 года, ЦКБ-16 было предписано начать разработку техдокументации в экспортном варианте. В соответствии с этим, специалисты бюро выдали контрагентам задания на изготовление подлинников документации, а также ведомости заказа материалов, оборудования и вооружения по всем комплектующим изделиям. В сентябре 1959 года комплект подготовленной документации был отправлен в Китай. При этом передавалась документация на саму подводную лодку, в которой упоминалась лишь ракета Р-11ФМ, упоминание о Р-13 исключалось. В декабре 1959 года группа советских специалистов ЦКБ-16 и других предприятий промышленности прибыла в Пекин в распоряжение старшего советника посольства СССР по судостроению Чиликина Б.Г. и после инструктажа была направлена в Шанхайский ЦНИИ судостроения. Весной 1960 года состоялась поездка советских специалистов на Бохайский судостроительный завод, где осенью планировалась начать постройку лодок, которая показала полную неготовность мощностей завода к какой-либо деятельности. По настоянию специалистов Государственного союзного проектного института (п/я 202) работы по строительству проекта были перепоручены судостроительному заводу в гор. Далянь, куда летом 1960 года перевели советских специалистов, которые организовали работы по разбитию плаза, сборке постелей для изготовления секций легкого корпуса и гибки шпангоутов прочного корпуса. Из СССР были поставлены все необходимые материалы и агрегаты за счет использования задела под заказы № 138 и № 139, снятых со строительства в декабре 1958 года и разукомплектования заказов № 134 и № 135, находящихся на стапелях завода в Комсомольске-на-Амуре. Работы шли с высокими темпами, рабочий день китайских рабочих и инженеров длился до позднего вечера. Но в связи с изменением в дипломатических отношениях между двумя странами, советская помощь Китаю по решению политического руководства была прекращена и все специалисты без объяснения причин в августе 1960 года были отозваны на родину. При этом вся конструкторская и техническая документация на подводную лодку оставалась в Китае. По договору передавалось оборудование для строительства двух лодок 629 проекта, но конструкторская документация на ракеты не передавалась, передавались лишь сами ракеты Р-11ФМ без ядерной боевой части из расчета 3 ед. на один корабль плюс 1 ед. – учебно-действующий макет, всего 7 ед. В 1960 году завод № 199 выполнил поставку по 203 комплектам из 211 запланированных. Недопоставка была вызвана срывом поставок предприятиями-смежниками. Не были поставлены гребные электродвигатели, РЛС, электрокомпрессора, другое оборудование и ок. 82 тонн стали. За небольшим исключением, недопоставленное оборудование было отгружено адресату в 1961 году.

   Оставшись без помощи советских специалистов, китайские инженеры были вынуждены осуществлять достройку лодок самостоятельно, при этом, столкнувшись с серьезными техническими трудностями, первый корпус смогли спустить на воду только в 1965 году, хотя ежегодно издаваемый справочник Jane’s Fighting Ships уже в 1964 году заявил о вводе подлодки в состав боеготовых сил. Второй корпус не достраивался и в состав флота не вводился. Главной трудностью оказалась доведение ракетного комплекса до боеспособного состояния. Китайские специалисты, находящиеся на обучении и стажировке в СССР, не допускались до изучения ракетных технологий, никакой проектной документации по БР морского базирования в Китай не передавалось, поэтому подготовить свои национальные кадры и создать ракетостроительную промышленность Китаю в короткие сроки не представлялось возможным. Таким образом, находящаяся в составе ВМФ НОАК ракетная подводная лодка до конца 70-х годов могла использоваться только в торпедном варианте, а для ее вооружения ракетным комплексом национальной разработки был подготовлен проект 6631G.

Модернизация

    В 1974 году демонтирована третья ракетная шахта, две оставшиеся переоборудованы под опытные баллистические ракеты JL-1 китайской разработки. 07.01.1982 – состоялся первый успешный пуск ракеты.

проект 031G

Подводная лодка ВМС НОАК проекта 031G в пункте постоянного базирования Сяопиндао  в период испытаний новой техники(Xiaopingdao) (1980-е гг., источник: www.fyjs.cn)

Эксплуатация проекта

   В настоящее время в составе ВМФ НОАК находится одна подводная лодка проекта 6631G № 200, использующаяся для испытания перспективных ракетных комплексов. Место базирования – Сяопиндао (Xiaopingdao) в Желтом море или на время модернизации и ремонтов – в Восточном бассейне порта Люйшунь (Lushun, быв. Порт-Артур).

проект 031G

Подводная лодка ВМС НОАК проекта 031G в пункте постоянного базирования Сяопиндао (Xiaopingdao) (1980-е гг., источник: www.fyjs.cn)

проект 6631G

Подводная лодка ВМС НОАК проекта 6631G выходит на испытательный выход из порта Сяопиндао (Xiaopingdao) (2011 г., источник: www.forums.airbase.ru)


Дополнительная информация:

•  Фотоальбом проекта 629 и модификаций

•  Список принятых сокращений

Источники:

•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Бережной С.С. Спирихин С.А. «Надводные корабли и подводные лодки постройки завода № 402 - СМП - в ВМФ СССР. 1944 - 1966 гг.», справочник, изд. СМП, Северодвинск, 2000 г.;
•   Богомазов К.Я. «Подводники из Гаджиево», сборник биографических очерков, изд. ФГУП СПБМ «Малахит», СПб, 2005 г.;
•   Жарков В.И. «Подводная лодка проекта 629», альманах «Тайфун», выпуск № 3, СПб, 2002 г.;
•   Запольский А.А. «Стратегическим ракетоносцам – быть!», альманах «Подводное кораблестроение. Прошлое, настоящее, будущее», выпуск № 11, изд. СПМБМ «Малахит», СПб, 1998 г.;
•   Караваев Б.А. «К-107: первая автономка», альманах «Тайфун» выпуск № 2, СПб, 2002 г.;
•   Касатонов В.А. «Флот выходит в океан», изд. «Астра-Люкс», СПб, 1995 г.
•   Коллектив авторов под ред. Подвига П.Л. «Стратегическое ядерное вооружение России», изд. АТ, Москва, 1998 г.
•   Коршунов Ю.Л., Кутовой Е.М. «Баллистические ракеты отечественного флота», изд. Гангут, СПб, 2002 г.
•   Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991 г.», историческое морское общество, СПб, 1996 г.;
•   Курганов И.С., Павлов П.А. «Подводные лодки проекта 629. Часть 1», журнал «Морская коллекция» № 1-2016, изд. «Моделист-конструктор», Москва, 2016 г.
•   Курганов И.С., Павлов П.А. «Подводные лодки проекта 629. Часть 2», журнал «Морская коллекция» № 12-2017, изд. «Моделист-конструктор», Москва, 2017 г.
•   Лебедько В.Г. «Верность долгу», историко-хроникальное повествование, изд. «Развитие», СПб, 2005 г.;
•   Лубянов А.Н. «Прорыв в глубину», изд. «Таврида», Симферополь, 2003 г.;
•   Самко Ю.Г. «ВМФ России в Прибалтике», альманах «Тайфун», выпуск № 3, СПб, 1998 г;
•   Саркисов А.А. (под общей редакцией). «Роль российской науки в создании отечественного подводного флота», изд. «Наука», Москва, 2008 г;
•   Семенов В.Н. «История Подводных сил России на Дальнем Востоке», том 2, Владивосток, 2012 г.;
•   Широкорад А.Б. «Советские подводные лодки послевоенной постройки», изд. «Арсенал пресс», Москва, 1997 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.

Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


© 2008 - 2023 Составитель Илья Курганов. Все права защищены.
© 2008 - 2023 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved.

© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru


Рейтинг@Mail.ru