Проект 619


 

 

изображение проекта

проект 619

Боковой вид БС-153 проекта 619. 1985 год.

состав проекта

Завод Заводской
номер
Тактический
номер
Начало
модернизации
Окончание
модернизации
Вступление
в строй
Примечание
1 СМП 815 Б-153, К-153, БС-153 11.1975 07.1978 1978  


История проектирования

   В 1973 году ЦКБ МТ «Рубин» получило заказ на разработку проекта 619 – переоборудование подводной лодки проекта 629 в экспериментальную для испытаний твердотопливных ракет Р-39 (индекс 3М65) ракетного комплекса Д-19 (РСМ-52) «Тайфун» для тяжелых атомных ракетных подводных крейсеров проекта 941.

   Согласно проекту переоборудования замене подлежало насыщение 3-го и 4-го отсеков. Поскольку габариты одной ПУ для БР Р-39 не превышали габаритов трех ПУ СМ-87-1, увеличение главных размерений корабля не потребовалось. Но в связи с возросшими массо-габаритами шахты, потребовалось изменить конструкцию ограждения выдвижных устройств и шахты, на котором помимо специальных площадок для измерительной аппаратуры были установлены специальные мачты для контрольно-регистрирующих приборов.

Ракетное вооружение

    Решение Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам о разработке твердотопливной межконтинентальной БР в ответ на разработку системы «Trident» ВМС США, было принято в июне 1971 года. Согласно ему, создание комплекса Д-19 «Тайфун» было поручено КБ Машиностроения (ныне – ГРЦ им. академика В.П.Макеева, ранее – CКБ-385). Разработка непосредственно курировалась генеральным конструктором КБ Машиностроения Макеевым В.П. Главным конструктором комплекса Д-19 и ракеты Р-39 был назначен лауреат Ленинской премии СССР Гребнев А.П., а ведущим конструктором – лауреат Государственной премии СССР Калабухов В.Д.

   Конструкция ракеты – трехступенчатая схема с двигателем разведения боевых блоков и амортизационной ракетной стартовой системой (АРСС). Корпуса всех ступеней выполнены из композиционных материалов намоткой типа «кокон». Система управления и наведения – инерциальная с использованием быстродействующей цифровой вычислительной машины и системой астрокоррекции с оптико-электронным визированием навигационных звезд.

   Погрузочная масса ракеты с АРСС составляет 90 тонн, длина – 16 м., максимальный диаметр – 2,4 м., забрасываемая масса полезного груза – 2550 кг., фактическая дальность – 8250 км., КВО – не более 500 м.

   Ракета размещалась в шахте в подвешенном состоянии, опираясь на смонтированную в верхней части ракеты АРСС, которая передавала вес ракеты на опорное кольцо, расположенное в верхней части шахты и выполняющее роль стартового стола. Старт ракеты осуществляется из сухой шахты с помощью порохового генератора давления, размещенного в нижней части ракеты в полости двигателя первой ступени. В момент старта пороховые заряды, размещенные на АРСС, создают вокруг ракеты газовую каверну, что значительно уменьшает гидродинамическую нагрузку на корпус стартующей ракеты. Запуск двигателя первой ступени осуществляется в момент выхода ракеты из шахты.

Модернизация

    Решением ГШ ВМФ для переоборудования из состава СФ была выделена К-153 проекта 629, которая прибыла на Севмашпредприятие осенью 1974 года. В ходе переоборудования на корабле была установлена одна ракетная шахта. БС-153 была сдана ВМФ в июле 1978 года и по внутренней водной системе перебазирована на ЧФ в Балаклавскую бухту для проведения испытаний.

Эксплуатация проекта

   Летно-конструкторские испытания по отработке начального этапа полета проводились с сентября 1977 года по декабрь 1978 года со специальном погружном стенде ПС-65 из надводного и подводного положений на внешнем рейде Балаклавы. Всего со стенда ПС-65 было осуществлено 9 пусков. Бросковые испытания были продолжены с декабря 1978 по сентябрь 1979 года с борта БС-153. Всего было выполнено 7 пусков, все успешные. В дальнейшем корабль ограниченно использовался для испытания новых образцов вооружения и военной техники по программам ЦКБ МТ «Рубин».

проект 619

БС-153 проекта 619 возвращается с испытательного выхода. (1985 г., предоставил: В. Костриченко)

тактико-технические характеристики проекта 619

наименование характеристики

головной заказ

водоизмещение

надводное нормальное (тонн):

2820

подводное нормальное (тонн):

3090

кораблестроительные элементы

длина наибольшая (м.):

98,9

ширина прочного корпуса наибольшая (м.):

5,8

ширина корпуса наибольшая (м.):

8,2

ширина по стабилизаторам (м.):

10

осадка наибольшая в районе 4 отсека (м.):

8,1

глубина погружения

рабочая (м.):

260

предельная (м.):

300

скорость хода

надводная полная (узл.):

15,5

подводная полная (узл.):

12,5

подводная под ГЭД экономхода (узл.):

2,3

обитаемость

автономность по запасам (сут.):

70

экипаж, общая численность (чел.):

59

вооружение

баллистические ракеты Р-39 комплекса Д-9 (шт.):

1

533-мм носовые торпедные аппараты (шт.):

4

533-мм кормовые торпедные аппараты (шт.):

2

общий запас торпед (ед.):

6

наибольшая глубина стрельбы (м.):

100

энергоустановка

дизели 37Д (шт. х л.с.):

3 х 2000

бортовой электродвигатель ПГ-101 (ед. х л.с.):

2 х 1350

средний электродвигатель ПГ-102 (ед. х л.с.):

1 х 2700

электродвигатель экономхода ПГ-104 (ед. х л.с.):

1 х 140

количество гребных валов (ед.):

3

количество групп АБ типа 48СМ-II и число элементов (ед.):

4 по 112

Дополнительная информация:

•  Фотоальбом проекта 629 и модификаций

•  Список принятых сокращений

Источники:

•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Бережной С.С. Спирихин С.А. «Надводные корабли и подводные лодки постройки завода № 402 - СМП - в ВМФ СССР. 1944 - 1966 гг.», справочник, изд. СМП, Северодвинск, 2000 г.;
•   Богомазов К.Я. «Подводники из Гаджиево», сборник биографических очерков, изд. ФГУП СПБМ «Малахит», СПб, 2005 г.;
•   Жарков В.И. «Подводная лодка проекта 629», альманах «Тайфун», выпуск № 3, СПб, 2002 г.;
•   Запольский А.А. «Стратегическим ракетоносцам – быть!», альманах «Подводное кораблестроение. Прошлое, настоящее, будущее», выпуск № 11, изд. СПМБМ «Малахит», СПб, 1998 г.;
•   Караваев Б.А. «К-107: первая автономка», альманах «Тайфун» выпуск № 2, СПб, 2002 г.;
•   Касатонов В.А. «Флот выходит в океан», изд. «Астра-Люкс», СПб, 1995 г.
•   Коллектив авторов под ред. Подвига П.Л. «Стратегическое ядерное вооружение России», изд. АТ, Москва, 1998 г.
•   Коршунов Ю.Л., Кутовой Е.М. «Баллистические ракеты отечественного флота», изд. Гангут, СПб, 2002 г.
•   Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991 г.», историческое морское общество, СПб, 1996 г.;
•   Курганов И.С., Павлов П.А. «Подводные лодки проекта 629. Часть 1», журнал «Морская коллекция» № 1-2016, изд. «Моделист-конструктор», Москва, 2016 г.
•   Курганов И.С., Павлов П.А. «Подводные лодки проекта 629. Часть 2», журнал «Морская коллекция» № 12-2017, изд. «Моделист-конструктор», Москва, 2017 г.
•   Лебедько В.Г. «Верность долгу», историко-хроникальное повествование, изд. «Развитие», СПб, 2005 г.;
•   Лубянов А.Н. «Прорыв в глубину», изд. «Таврида», Симферополь, 2003 г.;
•   Самко Ю.Г. «ВМФ России в Прибалтике», альманах «Тайфун», выпуск № 3, СПб, 1998 г;
•   Саркисов А.А. (под общей редакцией). «Роль российской науки в создании отечественного подводного флота», изд. «Наука», Москва, 2008 г;
•   Семенов В.Н. «История Подводных сил России на Дальнем Востоке», том 2, Владивосток, 2012 г.;
•   Широкорад А.Б. «Советские подводные лодки послевоенной постройки», изд. «Арсенал пресс», Москва, 1997 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.

Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


© 2008 - 2023 Составитель Илья Курганов. Все права защищены.
© 2008 - 2023 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved.

© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru


Рейтинг@Mail.ru