История проектирования
В 1959 году, не дожидаясь окончания испытаний
натурных макетов К-1.1 прототипа ракеты Р-21 на
погружном подводном стенде ПСД-4 и на
переоборудованной подводной лодке С-229 проекта
613д4, для проведения летно-конструкторских
испытаний подводного старта, был утвержден
технический проект экспериментальной подводной лодки
проекта 629б, с двумя ракетными шахтами для
испытания ракетного комплекса Д-4 и Д-6. Начальником
ЦКБ-16, руководство над проектом, было возложено на
конструктора Евграфова Я.Е. Наблюдение за ходом
проектирования от ЦНИИ ВК осуществлял главный
наблюдающий капитан-лейтенант Антошенко В.И. В
первом квартале 1960 года были выпущены заказные
ведомости на проект, а ЦКБ-34 подготовило рабочие
чертежи стартовой установки СМ-87. Два комплекта
деталей СМ-87 изготовил ленинградский завод
«Большевик», которые смонтировали на ССЗ № 402 на
специально созданном монтажном стенде. Под
переоборудование был выделен 16-й корабль проекта
629 – запланированная к закладке на Северном
машиностроительном предприятии
К-142. Архитектура
корабля почти не отличалась от серийных,
незначительные изменения коснулись лишь ракетных
шахт и ограждения рубки, поэтому, не дожидаясь
окончания выпуска всей технической документации
проекта 629б, на ССЗ № 402 были высланы перечни
чертежей проекта
629, остающиеся без изменения, что
позволило предприятию начать закладку и формирование
корпуса без срыва генерального графика постройки
серии. Главным строителем корабля был назначен
Баженов М.Я., но вскоре его сменил Фролов В.Н. В мае
1961 года на завод был доставлен полный комплект
необходимой технической документации, к этому
времени было закончено формирование прочного корпуса
подводной лодки. Шахты № 1 и № 2 с амортизированными
пусковыми установками СМ-87 предназначались для
испытаний подводного старта ракеты Р-21, а на место
шахты № 3 планировалось в последствии установить
пусковую установку для испытания твердотопливных
ракет комплекса Д-6, а до этого времени стакан шахты
заварить специальными заглушками. Состав
оборудования и его размещение в отсеках кроме 3-го и
4-го полностью соответствовали последнему кораблю
серии. Полностью изменилось насыщение ракетного
отсека и состав цистерн в междубортном пространстве
в районе отсека, частично – расположение механизмов
и устройств в центральном посту. Изменения в
центральном посту были связаны прежде всего с
установкой нового навигационного «Сигма-629Б» с
астронавигационным перископом «Сегмент» взамен не
удовлетворявшего в точности счисления комплекса
«Плутон-629» Новый навигационный комплекс
«Сигма-629Б» служил для выработки курса и
определения скорости подводной лодки,
автоматического и непрерывного определения текущего
значения географических координат и текущих значений
углов бортовой и килевой качки подводной лодки.
Из-за необходимости установки трех новых
гирокомпасов «Маяк», трех гироазимутов, двух
гировертикалей и счетно-решающих приборов
астрокорректора «Сегмент-8», а также агрегатов
питания, потребовалось значительно увеличить площадь
гиропоста. Для обеспечения требуемых условий по
микроклимату и охлаждению приборов, в гиропосту был
установлен автономный кондиционер АМК-10ПС. Для
обеспечения увеличения площади гиропоста, были
уменьшены объем охлаждаемой провизионной камеры и
перенесена на нижнюю палубу ракетного отсека
агрегатная гиропоста. Значительно меньше свободного
пространства стало и штурманской рубке.
Астронавигационный перископ «Сегмент» с
астрокорректором «Сегмент-8» имел в своей нижней
части прибор гировертикали, что потребовало
увеличение длины шахты перископа до палубы
центрального поста. На верхнюю палубу центрального
поста были вынесены репитеры приборов готовности к
стрельбе ракетами. Так же как и на
629 проекте, на
приборной палубе 4-го отсека разместились приборы КСПО, системы единого времени СЕВ-12Л,
телеметрического контроля и аварийного подрыва
ракет, а также испытательно-пусковое
электрооборудование систем управления пуском ракет и
приборы контроля температуры, газового состава и
наличия воды в шахтах. Верхняя палуба 4-го отсека
осталась жилой. На нижней палубе 4-го отсека под
распорной платформой установили аппаратуру
телеметрии «Трал-629Б», предназначавшуюся для записи
параметров движения ракеты на подводном участке
траектории и самой ракеты. Здесь же размещались
агрегаты питания навигационного комплекса
«Сигма-629Б» и насос 6МВх2 системы заполнения
кольцевого зазора шахт.
Впервые в отечественной практике судостроения специалистами ЦКБ-16,
ЦНИИ-138 и ЦНИИ-48 был разработан и реализован метод
крепления ракетных шахт на сварке с обеспечением
100% рентгенографирования. Это, с одной стороны,
упростило саму конструкцию и её монтаж, однако
потребовало довольно трудоемкого и тщательного
контроля процесса монтажа шахт. Шахты вваривались в
прочный корпус с заранее смонтированными в них
стартовыми установками, поэтому на этапе монтажа
необходимо было соблюсти жесткие нормативы по
допускам отклонений пространственных осей стартового
стола по отношению к диаметральной плоскости
корабля.
В междубортном пространстве в районе ракетного отсека были
сформированы две цистерны кольцевого зазора и две
цистерны замещения отрицательной плавучести ракет.
Перед стартом вода из соответствующей цистерны
кольцевого зазора насосом 6МВх2 перегонялась в
шахту, после чего давление в шахте выравнивалось с
забортным и открывалась крышка шахты. Также имелся
режим заполнения цистерн кольцевого зазора
осушительным насосом 3-го отсека. Поскольку ракета
имела отрицательную плавучесть более двух тонн, то
во избежание выброса подводной лодки на поверхность,
после старта ракеты цистерны замещения отрицательной
плавучести ракет в определенный момент быстро
заполнялись. Для одержания корабля при стрельбе
дополнительно предусмотрели быстродействующий клапан
вентиляции в цистерне быстрого погружения.
Для управления ракетным оружием в НИИ-49 разработали и изготовили
опытные образцы корабельных счетно-решающих приборов
управления гироскопическими приборами ракеты и
определения момента старта «Изумруд» и автомата
выработки пеленга и определения дистанции до цели
«Ставрополь», которые разместили на второй палубе
4-го отсека. Эти приборы предназначались для
определения задания углов бортовых гироприборов
относительно плоскости горизонта, выдачи их на борт
ракеты, преобразования текущей дистанции до цели во
временную установку интегратора продольных ускорений
с учетом поправок на вращение Земли и ее
несферичность, выработки боевого курса подводной
лодки и т.п. Впервые в отечественной практике
сложная боевая счетно-решающая корабельная система
была изготовлена полностью на полупроводниках, что
позволило её компактно разместить в габаритах одного
прибора.
С учетом роста энергопотребления механизмов аккумуляторная батарея
46СУ была заменена на более энергоемкую 48СМ с
системой водяного охлаждения и механического
перемешивания электролита. В результате
переоборудования несколько увеличилось водоизмещение
подводной лодки с 2850 до 2875 тонн, незначительно
изменились и другие характеристики.
Ракетное вооружение
Значительное упрощение конструкции
пусковой установки СМ-87, в которой не было
подъемного стартового стола с механизмами подъема и
поворота, как в СМ-60 на подводных лодках
629
проекта, даже не смотря на увеличение диаметра новой
ракеты, позволило уменьшить внутренний диаметр
ракетной шахты до 2150 мм, а высоту – с 16035 мм до
15536 мм, что, в свою очередь, позволило уменьшить
внутренний диаметр и высоту прочных стаканов для
крепления шахт в прочном корпусе.
Вместе с тем большинство технических решений,
реализованных в СМ-87, заимствовалось с наземных
пусковых установок и поэтому имелся ряд существенных
недостатков. Среди них: большие объемы для
размещения в пусковых шахтах; значительная масса
самой установки, соизмеримая с массой ракеты;
большая насыщенность сложными устройствами с
силовыми приводами, например механизмами
заштыривания пускового стола, подвода и отвода
горизонтальной амортизации, разворота стола по
азимуту и т.п. Таким образом, солидные габариты и
масса пусковой установки затрудняли размещение на
лодке большего количества ракет, а сложность
устройства затрудняло и усложняло обслуживание и
эксплуатацию.
Установка СМ-87 позволяла производить запуск ракеты из подводного
положения с глубины 30 – 50 м., считая от днища
ракеты, при скорости подводного хода от 2 до 4 узлов
и волнении моря до 5 баллов.
Эксплуатация проекта
Экипаж подводной лодки,
скомплектованный к декабрю 1960 года в составе 16-й дпл, прошел курс боевой подготовки с изучением
устройства подводной лодки проекта
629 с БР Р-13 и
сдал курсовые задачи № 1 и № 2. И только по прибытию
на завод в июле 1961 года выяснилось, что строящийся
корабль оснащен принципиально новыми ракетами с
подводным стартом.
В связи с тяжелыми ледовыми условиями в Белом море
зимой 1961–1962 гг. было принято решение
перебазировать подводную лодку в Кольский залив для
продолжения испытаний ракетного комплекса Д-4,
которые продолжались вплоть до февраля 1963 года.
Было выполнено в общей сложности 28 пусков на
максимальную, промежуточную и минимальную дальности
стрельбы, из них 27 пусков признаны успешными.
В заключении Государственной комиссии по результатам испытаний
отмечалось:
– все системы и устройства экспериментальной
подводной лодки проекта 629б обеспечивают прием,
хранение, транспортировку, обслуживание ракет Р-21 и
производство старта в условиях, заданных в ТТЗ на
комплекс ракетного оружия и на лодку;
– стабилизация положения подводной лодки после
старта первой ракеты с глубины 40–50 м. и готовность
ее к пуску второй ракеты осуществляются не более чем
за 4,5 мин;
– реактивная струя газов стартующей ракеты не
оказывает вредного воздействия на выдвижные
устройства, корпусные конструкции, шахты и пусковые
установки;
– размещение ракетного оружия на подводной лодке
обеспечивает удобство его обслуживания;
– работа средств радиосвязи и радиолокации безопасна
для цепей управления ракет, находящихся в шахтах с
открытыми или закрытыми крышками;
– электромагнитные поля работающих средств
радиосвязи и радиолокации подводной лодки безопасны
для боевой части ракеты;
– интервал между двумя пусками ракет, фактически
полученный на испытаниях, составил 4,5 мин.
Еще до окончания всей программы испытаний,
К-142 была задействована
по плану показных учений «Касатка» для высшего
руководства страны. Прибывшему на СФ с
ознакомительным визитом Хрущеву Н.С., был
продемонстрирован старт БР из-под воды. Но при этом
в надводном положении параллельным курсом с
эсминцем, на котором находились прибывшие гости,
некоторая время двигалась атомная подводная лодка
проекта 658 с БР надводного старта, которая затем
погрузилась и ушла в другой район. Главком ВМФ
прибывшей делегации пояснил, что атомная лодка будет
производить старт из-под воды, в то время, как
назначенный район в подводном положении заняла
К-142, после положенной предстартовой подготовки
выполнив успешный запуск ракеты. Подмена блестяще
удалась и Никита Сергеевич остался очень доволен
увиденным.
В дальнейшем к идее испытания на лодке комплекса Д-6, создание
которого определялось постановлением Совета
Министров СССР от 18.06.1960 г., не возвращались,
поскольку 04.06.1961 г. было принято решение по
прекращению работ по теме комплекса Д-6. Но в 4-м
квартале 1963 года предполагалась задействовать
лодку для бросковых испытаний твердотопливной ракеты
Р-15М комплекса Д-7, которые тоже не состоялись,
поскольку массо-габариты твердотопливной ракеты и
дальность оказались хуже таковых у жидкостных ракет.
После принятия на вооружение ракетного комплекса Д-4
подводная лодка
К-142 была переоборудована в
серийный проект
629а на
СРЗ «Звездочка» в гор.
Северодвинске в период с 22.12.1966 по 14.09.1968
года.
|