Проект 629б


 

 

изображение проекта

проект 629б

Боковой вид К-142 проекта 629б. 1961 год.

состав проекта

Завод Заводской
номер
Тактический
номер
Дата
закладки
Дата
спуска
Вступление
в строй
Примечание
1 СМП 816 Б-142, К-142 20.01.1961 17.09.1961 29.12.1962 629а


История проектирования

   В 1959 году, не дожидаясь окончания испытаний натурных макетов К-1.1 прототипа ракеты Р-21 на погружном подводном стенде ПСД-4 и на переоборудованной подводной лодке С-229 проекта 613д4, для проведения летно-конструкторских испытаний подводного старта, был утвержден технический проект экспериментальной подводной лодки проекта 629б, с двумя ракетными шахтами для испытания ракетного комплекса Д-4 и Д-6. Начальником ЦКБ-16, руководство над проектом, было возложено на конструктора Евграфова Я.Е. Наблюдение за ходом проектирования от ЦНИИ ВК осуществлял главный наблюдающий капитан-лейтенант Антошенко В.И. В первом квартале 1960 года были выпущены заказные ведомости на проект, а ЦКБ-34 подготовило рабочие чертежи стартовой установки СМ-87. Два комплекта деталей СМ-87 изготовил ленинградский завод «Большевик», которые смонтировали на ССЗ № 402 на специально созданном монтажном стенде. Под переоборудование был выделен 16-й корабль проекта 629 – запланированная к закладке на Северном машиностроительном предприятии К-142. Архитектура корабля почти не отличалась от серийных, незначительные изменения коснулись лишь ракетных шахт и ограждения рубки, поэтому, не дожидаясь окончания выпуска всей технической документации проекта 629б, на ССЗ № 402 были высланы перечни чертежей проекта 629, остающиеся без изменения, что позволило предприятию начать закладку и формирование корпуса без срыва генерального графика постройки серии. Главным строителем корабля был назначен Баженов М.Я., но вскоре его сменил Фролов В.Н. В мае 1961 года на завод был доставлен полный комплект необходимой технической документации, к этому времени было закончено формирование прочного корпуса подводной лодки. Шахты № 1 и № 2 с амортизированными пусковыми установками СМ-87 предназначались для испытаний подводного старта ракеты Р-21, а на место шахты № 3 планировалось в последствии установить пусковую установку для испытания твердотопливных ракет комплекса Д-6, а до этого времени стакан шахты заварить специальными заглушками. Состав оборудования и его размещение в отсеках кроме 3-го и 4-го полностью соответствовали последнему кораблю серии. Полностью изменилось насыщение ракетного отсека и состав цистерн в междубортном пространстве в районе отсека, частично – расположение механизмов и устройств в центральном посту. Изменения в центральном посту были связаны прежде всего с установкой нового навигационного «Сигма-629Б» с астронавигационным перископом «Сегмент» взамен не удовлетворявшего в точности счисления комплекса «Плутон-629» Новый навигационный комплекс «Сигма-629Б» служил для выработки курса и определения скорости подводной лодки, автоматического и непрерывного определения текущего значения географических координат и текущих значений углов бортовой и килевой качки подводной лодки. Из-за необходимости установки трех новых гирокомпасов «Маяк», трех гироазимутов, двух гировертикалей и счетно-решающих приборов астрокорректора «Сегмент-8», а также агрегатов питания, потребовалось значительно увеличить площадь гиропоста. Для обеспечения требуемых условий по микроклимату и охлаждению приборов, в гиропосту был установлен автономный кондиционер АМК-10ПС. Для обеспечения увеличения площади гиропоста, были уменьшены объем охлаждаемой провизионной камеры и перенесена на нижнюю палубу ракетного отсека агрегатная гиропоста. Значительно меньше свободного пространства стало и штурманской рубке. Астронавигационный перископ «Сегмент» с астрокорректором «Сегмент-8» имел в своей нижней части прибор гировертикали, что потребовало увеличение длины шахты перископа до палубы центрального поста. На верхнюю палубу центрального поста были вынесены репитеры приборов готовности к стрельбе ракетами. Так же как и на 629 проекте, на приборной палубе 4-го отсека разместились приборы КСПО, системы единого времени СЕВ-12Л, телеметрического контроля и аварийного подрыва ракет, а также испытательно-пусковое электрооборудование систем управления пуском ракет и приборы контроля температуры, газового состава и наличия воды в шахтах. Верхняя палуба 4-го отсека осталась жилой. На нижней палубе 4-го отсека под распорной платформой установили аппаратуру телеметрии «Трал-629Б», предназначавшуюся для записи параметров движения ракеты на подводном участке траектории и самой ракеты. Здесь же размещались агрегаты питания навигационного комплекса «Сигма-629Б» и насос 6МВх2 системы заполнения кольцевого зазора шахт.

   Впервые в отечественной практике судостроения специалистами ЦКБ-16, ЦНИИ-138 и ЦНИИ-48 был разработан и реализован метод крепления ракетных шахт на сварке с обеспечением 100% рентгенографирования. Это, с одной стороны, упростило саму конструкцию и её монтаж, однако потребовало довольно трудоемкого и тщательного контроля процесса монтажа шахт. Шахты вваривались в прочный корпус с заранее смонтированными в них стартовыми установками, поэтому на этапе монтажа необходимо было соблюсти жесткие нормативы по допускам отклонений пространственных осей стартового стола по отношению к диаметральной плоскости корабля.

   В междубортном пространстве в районе ракетного отсека были сформированы две цистерны кольцевого зазора и две цистерны замещения отрицательной плавучести ракет. Перед стартом вода из соответствующей цистерны кольцевого зазора насосом 6МВх2 перегонялась в шахту, после чего давление в шахте выравнивалось с забортным и открывалась крышка шахты. Также имелся режим заполнения цистерн кольцевого зазора осушительным насосом 3-го отсека. Поскольку ракета имела отрицательную плавучесть более двух тонн, то во избежание выброса подводной лодки на поверхность, после старта ракеты цистерны замещения отрицательной плавучести ракет в определенный момент быстро заполнялись. Для одержания корабля при стрельбе дополнительно предусмотрели быстродействующий клапан вентиляции в цистерне быстрого погружения.

   Для управления ракетным оружием в НИИ-49 разработали и изготовили опытные образцы корабельных счетно-решающих приборов управления гироскопическими приборами ракеты и определения момента старта «Изумруд» и автомата выработки пеленга и определения дистанции до цели «Ставрополь», которые разместили на второй палубе 4-го отсека. Эти приборы предназначались для определения задания углов бортовых гироприборов относительно плоскости горизонта, выдачи их на борт ракеты, преобразования текущей дистанции до цели во временную установку интегратора продольных ускорений с учетом поправок на вращение Земли и ее несферичность, выработки боевого курса подводной лодки и т.п. Впервые в отечественной практике сложная боевая счетно-решающая корабельная система была изготовлена полностью на полупроводниках, что позволило её компактно разместить в габаритах одного прибора.

   С учетом роста энергопотребления механизмов аккумуляторная батарея 46СУ была заменена на более энергоемкую 48СМ с системой водяного охлаждения и механического перемешивания электролита. В результате переоборудования несколько увеличилось водоизмещение подводной лодки с 2850 до 2875 тонн, незначительно изменились и другие характеристики.

Ракетное вооружение

   Значительное упрощение конструкции пусковой установки СМ-87, в которой не было подъемного стартового стола с механизмами подъема и поворота, как в СМ-60 на подводных лодках 629 проекта, даже не смотря на увеличение диаметра новой ракеты, позволило уменьшить внутренний диаметр ракетной шахты до 2150 мм, а высоту – с 16035 мм до 15536 мм, что, в свою очередь, позволило уменьшить внутренний диаметр и высоту прочных стаканов для крепления шахт в прочном корпусе.
   Вместе с тем большинство технических решений, реализованных в СМ-87, заимствовалось с наземных пусковых установок и поэтому имелся ряд существенных недостатков. Среди них: большие объемы для размещения в пусковых шахтах; значительная масса самой установки, соизмеримая с массой ракеты; большая насыщенность сложными устройствами с силовыми приводами, например механизмами заштыривания пускового стола, подвода и отвода горизонтальной амортизации, разворота стола по азимуту и т.п. Таким образом, солидные габариты и масса пусковой установки затрудняли размещение на лодке большего количества ракет, а сложность устройства затрудняло и усложняло обслуживание и эксплуатацию.

   Установка СМ-87 позволяла производить запуск ракеты из подводного положения с глубины 30 – 50 м., считая от днища ракеты, при скорости подводного хода от 2 до 4 узлов и волнении моря до 5 баллов.

Эксплуатация проекта

   Экипаж подводной лодки, скомплектованный к декабрю 1960 года в составе 16-й дпл, прошел курс боевой подготовки с изучением устройства подводной лодки проекта 629 с БР Р-13 и сдал курсовые задачи № 1 и № 2. И только по прибытию на завод в июле 1961 года выяснилось, что строящийся корабль оснащен принципиально новыми ракетами с подводным стартом.
В связи с тяжелыми ледовыми условиями в Белом море зимой 1961–1962 гг. было принято решение перебазировать подводную лодку в Кольский залив для продолжения испытаний ракетного комплекса Д-4, которые продолжались вплоть до февраля 1963 года. Было выполнено в общей сложности 28 пусков на максимальную, промежуточную и минимальную дальности стрельбы, из них 27 пусков признаны успешными.

   В заключении Государственной комиссии по результатам испытаний отмечалось:
– все системы и устройства экспериментальной подводной лодки проекта 629б обеспечивают прием, хранение, транспортировку, обслуживание ракет Р-21 и производство старта в условиях, заданных в ТТЗ на комплекс ракетного оружия и на лодку;
– стабилизация положения подводной лодки после старта первой ракеты с глубины 40–50 м. и готовность ее к пуску второй ракеты осуществляются не более чем за 4,5 мин;
– реактивная струя газов стартующей ракеты не оказывает вредного воздействия на выдвижные устройства, корпусные конструкции, шахты и пусковые установки;
– размещение ракетного оружия на подводной лодке обеспечивает удобство его обслуживания;
– работа средств радиосвязи и радиолокации безопасна для цепей управления ракет, находящихся в шахтах с открытыми или закрытыми крышками;
– электромагнитные поля работающих средств радиосвязи и радиолокации подводной лодки безопасны для боевой части ракеты;
– интервал между двумя пусками ракет, фактически полученный на испытаниях, составил 4,5 мин.

   Еще до окончания всей программы испытаний, К-142 была задействована по плану показных учений «Касатка» для высшего руководства страны. Прибывшему на СФ с ознакомительным визитом Хрущеву Н.С., был продемонстрирован старт БР из-под воды. Но при этом в надводном положении параллельным курсом с эсминцем, на котором находились прибывшие гости, некоторая время двигалась атомная подводная лодка проекта 658 с БР надводного старта, которая затем погрузилась и ушла в другой район. Главком ВМФ прибывшей делегации пояснил, что атомная лодка будет производить старт из-под воды, в то время, как назначенный район в подводном положении заняла К-142, после положенной предстартовой подготовки выполнив успешный запуск ракеты. Подмена блестяще удалась и Никита Сергеевич остался очень доволен увиденным.

   В дальнейшем к идее испытания на лодке комплекса Д-6, создание которого определялось постановлением Совета Министров СССР от 18.06.1960 г., не возвращались, поскольку 04.06.1961 г. было принято решение по прекращению работ по теме комплекса Д-6. Но в 4-м квартале 1963 года предполагалась задействовать лодку для бросковых испытаний твердотопливной ракеты Р-15М комплекса Д-7, которые тоже не состоялись, поскольку массо-габариты твердотопливной ракеты и дальность оказались хуже таковых у жидкостных ракет. После принятия на вооружение ракетного комплекса Д-4 подводная лодка К-142 была переоборудована в серийный проект 629а на СРЗ «Звездочка» в гор. Северодвинске в период с 22.12.1966 по 14.09.1968 года.


Дополнительная информация:

•  Фотоальбом проекта 629 и модификаций

•  Список принятых сокращений

Источники:

•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Бережной С.С. Спирихин С.А. «Надводные корабли и подводные лодки постройки завода № 402 - СМП - в ВМФ СССР. 1944 - 1966 гг.», справочник, изд. СМП, Северодвинск, 2000 г.;
•   Богомазов К.Я. «Подводники из Гаджиево», сборник биографических очерков, изд. ФГУП СПБМ «Малахит», СПб, 2005 г.;
•   Жарков В.И. «Подводная лодка проекта 629», альманах «Тайфун», выпуск № 3, СПб, 2002 г.;
•   Запольский А.А. «Стратегическим ракетоносцам – быть!», альманах «Подводное кораблестроение. Прошлое, настоящее, будущее», выпуск № 11, изд. СПМБМ «Малахит», СПб, 1998 г.;
•   Караваев Б.А. «К-107: первая автономка», альманах «Тайфун» выпуск № 2, СПб, 2002 г.;
•   Касатонов В.А. «Флот выходит в океан», изд. «Астра-Люкс», СПб, 1995 г.
•   Коллектив авторов под ред. Подвига П.Л. «Стратегическое ядерное вооружение России», изд. АТ, Москва, 1998 г.
•   Коршунов Ю.Л., Кутовой Е.М. «Баллистические ракеты отечественного флота», изд. Гангут, СПб, 2002 г.
•   Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991 г.», историческое морское общество, СПб, 1996 г.;
•   Курганов И.С., Павлов П.А. «Подводные лодки проекта 629. Часть 1», журнал «Морская коллекция» № 1-2016, изд. «Моделист-конструктор», Москва, 2016 г.
•   Курганов И.С., Павлов П.А. «Подводные лодки проекта 629. Часть 2», журнал «Морская коллекция» № 12-2017, изд. «Моделист-конструктор», Москва, 2017 г.
•   Лебедько В.Г. «Верность долгу», историко-хроникальное повествование, изд. «Развитие», СПб, 2005 г.;
•   Лубянов А.Н. «Прорыв в глубину», изд. «Таврида», Симферополь, 2003 г.;
•   Самко Ю.Г. «ВМФ России в Прибалтике», альманах «Тайфун», выпуск № 3, СПб, 1998 г;
•   Саркисов А.А. (под общей редакцией). «Роль российской науки в создании отечественного подводного флота», изд. «Наука», Москва, 2008 г;
•   Семенов В.Н. «История Подводных сил России на Дальнем Востоке», том 2, Владивосток, 2012 г.;
•   Широкорад А.Б. «Советские подводные лодки послевоенной постройки», изд. «Арсенал пресс», Москва, 1997 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.

Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


© 2008 - 2023 Составитель Илья Курганов. Все права защищены.
© 2008 - 2023 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved.

© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru


Рейтинг@Mail.ru