Проект 629р


 

 

изображение проекта

проект 629р

Боковой вид БС-83 проекта 629р. 1985 год.

состав проекта

Завод Заводской
номер
Тактический
номер
Начало
модернизации
Окончание
модернизации
Вступление
в строй
Примечание
1 ДЗ 804 Б-42, К-83, Б-83, БС-83 01.01.1977 25.06.1979 30.06.1979  
2 ДЗ 806 Б-125, К-107, Б-107, БС-107 01.01.1975 09.12.1977 30.12.1977  
3 ДЗ 808 Б-29, К-61, Б-167, БС-167 23.01.1974 02.12.1976 30.12.1976  

 


История проектирования

   В конце 1971 года ЦКБ № 16 получило заказ на выполнение проекта переоборудования подводной лодки проекта 629 под корабль связи, обеспечивающий возможность устойчивой связи командования флота с надводными кораблями и подводными лодками в любой точке Мирового океана. Предэскизная проработка проекта была выполнена в феврале 1972 года и представлена флоту в апреле. В результате рассмотрения Главное управление кораблестроения и Мидсудпром 20.06.1972 г. приняли совместное решение о разработке, начиная сразу с этапа технического проекта, срок окончания разработки проекта 629р определялся в 1-м квартале 1973 года.
Руководство Минсудпрома, для ускорения работ, приказом от 26.02.1973 г., обязало проектанта, не дожидаясь окончания рассмотрения и утверждения проекта, приступить к разработке рабочих чертежей. В марте 1973 технический проект был закончен и представлен на утверждение, но решение о его утверждении было подписано только 31.08.1973 г.

   В соответствии проектом переоборудования предусматривались: полный демонтаж ракетного комплекса, демонтаж кормовых торпедных аппаратов, средств связи и НК «Плутон-629». На освободившихся площадях размещалось более 50 комплектов новой аппаратуры связи, 12 антенно-фидерных устройств, новый НК «Мост-У», ГАС МГ-10М и МГ-200 «Арктика-М» с приставками ГВ-10 и ГВ-13, ГГС «Лиственница». Для обеспечения бесперебойной одновременной работы средств связи систем «Океан» и «Глобус» по радиолиниям «Интеграл», «Дальность», «Акула», «Быстрота», «Ключ», «Глубина» на прием и передачу, приемные и передающие антенны были разнесены по длине корпуса на 40 м., а над 8 отсеком установлена дополнительная прочная рубка приводов с обтекателем для размещения механизмов антенн «Ива-4» и К-650У. Работа средств связи могла осуществляться на глубинах до 200 м. с помощью выпускаемой антенны «Ласточка». Были выполнены мероприятия по защите средств связи от помех, создаваемых электрооборудованием корабля и корабельным РТВ. Установленные на корабле средства связи позволили сформировать до 18 одновременно действующих во всех диапазонах частот каналов связи. Для обеспечения звукоподводной связи предусматривалась установка многоканальной ГАС «Штиль-3». Штат специалистов связи и ОСНАЗ составлял 22 чел.

Модернизация

    28.12.1973 г. директивой ГШ ВМФ к переоборудованию в ПЛ-ретрансляторы были предназначены 4 подводные лодки проекта 629: К-61, К-83, К-107 и К-113 из состава СФ. Переоборудование проводилось на судостроительном заводе «Дальзавод», для чего осенью 1971 по Севморпути с СФ на ТОФ прибыла К-61, в 1973 – К-83 и К-107, а в 1974 – К-113.

    Первой к стенке «Дальзавода» им. 50-летия СССР на переоборудование встала К-61 23.01.1974 г. и уже 15.10.1976 г. корабль вышел на заводские ходовые испытания, а 3 декабря – на государственные ходовые испытания. 30.12.1976 г. комиссия Государственной приемки под председательством кап. 1 ранга Бекетова А.Г. приняла БС-167 (быв. К-61) в состав ВМФ. Как отмечалось в акте комиссии, в соответствии с ТТЗ и спецификацией подводная лодка способна обеспечить ретрансляцию информации, принятой от береговых КП, на подводные лодки по радиолиниям «Дальность» и «Ключ» системы связи «Океан» и по радиолиниям «Глубина» и «Ключ» системы связи «Глобус». Кроме того, государственные испытания опытного образца ГАС связи и опознавания «Штиль-3», проведенные в процессе госиспытаний корабля, показали значительное превышение дальности работы станции во всех режимах эксплуатации.

    30.12.1977 г. в состав ВМФ была принята БС-107 (быв. К-107), а 30.06.1978 г. – БС-83 (быв. К-83). Всего на переоборудование серии из 3 подводных лодок проекта 629р потребовалось 4 года, 5 месяцев и 7 дней.

    Планами предусматривалось иметь по 2 единицы на СФ и ТОФ, но переоборудование последней, К-113, в 1975 году было отменено, корабль был поставлен на длительный отстой, в последствии использовался как источник ЗИП, а затем был списан. Две подводные лодки: БС-167 и БС-83 остались на ТОФ, а БС-107, совершив межфлотский переход южным путем, вернулась на СФ.

Эксплуатация проекта

   Подводные лодки проекта 629р распределялись по соединениям в следующем порядке: БС-167 базировалась в б. Бечевинской в составе 182-й обрпл КВФ ТОФ, БС-83 – в б. Конюшкова зал. Стрелок в составе 9-й дпл 6-й Эскпл ТОФ и БС-107 – в гб. Ура в составе 49-й брпл 9-й Эскпл СФ. По своему основному предназначению лодки использовались довольно интенсивно, но со временем, необходимость их привлечения существенно снизилась, поскольку принятая на вооружение в 1976 году космическая навигационно-связная система «Парус», обеспечивающая дальнюю двустороннюю радиосвязь с активной ретрансляцией сообщений с подводных лодок и надводных кораблей в любом районе Мирового океана, нарастила в достаточной мере группировку космических аппаратов и показала эффективность и надежность ретрансляции сигналов. Сказался фактор увеличения численности береговых узлов связи, в том числе и за пределами СССР. Кроме того, лодки проекта 629р имели сравнительно низкую боевую устойчивость в отдаленных районах океана ввиду демаскировки своего местоположения при работе на излучение, а необходимость периодической работы дизеля на зарядку батареи снижали шансы уклонения от АУГ и БПА к минимуму. Кроме того, очень слабое торпедное вооружение с запасом торпед в 4 ед. и отсутствие приборов типа МГ-74, ограничивал противолодочные возможности корабля. Поэтому использование лодок этого проекта в качестве ретранслятора сигналов боевого управления требовало специального выделения сил боевого обеспечения, как правило, многоцелевой атомной подводной лодки и истребительной авиации.

проект 629р

БС-167 в период ходовых испытаний. (11.1976 г., предоставил: О. Алексеев)

тактико-технические характеристики проекта 629р

наименование характеристики

головной заказ

водоизмещение

надводное нормальное (тонн):

2760

кораблестроительные элементы

длина наибольшая (м.):

98,9

высота от миделя до крыши рубки (м.):

16,6

ширина прочного корпуса наибольшая (м.):

5,8

ширина корпуса наибольшая (м.):

8,2

ширина по стабилизаторам (м.):

10

осадка наибольшая в районе 4 отсека (м.):

7,9

глубина погружения

рабочая (м.):

260

предельная (м.):

300

скорость хода

надводная полная (узл.):

14

надводная экономическая под двумя бортовыми дизелями (узл.):

8

подводная полная (узл.):

12,5

подводная под ГЭД экономхода (узл.):

2

подводная под РДП максимальная (узл.):

8

дальность плавания

надводная экономическая (мили):

ок. 8000

подводная полным ходом (мили):

12

подводная под ГЭД экономхода со скоростью 2 узл. (мили):

95

обитаемость

автономность по запасам (сут.):

70

экипаж, общая численность (чел.):

98

вооружение

533-мм носовые торпедные аппараты (шт.):

4

общий запас торпед (ед.):

4

наибольшая глубина стрельбы (м.):

100

энергоустановка

дизели 37Д (шт. х л.с.):

3 х 2000

бортовой электродвигатель ПГ-101 (ед. х л.с.):

2 х 1350

средний электродвигатель ПГ-102 (ед. х л.с.):

1 х 2700

электродвигатель экономхода ПГ-104 (ед. х л.с.):

1 х 140

количество гребных валов (ед.):

3

количество групп АБ типа 48СМ-II и число элементов (ед.):

4 по 112

Дополнительная информация:

•  Фотоальбом проекта 629 и модификаций

•  Список принятых сокращений

Источники:

•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Бережной С.С. Спирихин С.А. «Надводные корабли и подводные лодки постройки завода № 402 - СМП - в ВМФ СССР. 1944 - 1966 гг.», справочник, изд. СМП, Северодвинск, 2000 г.;
•   Богомазов К.Я. «Подводники из Гаджиево», сборник биографических очерков, изд. ФГУП СПБМ «Малахит», СПб, 2005 г.;
•   Жарков В.И. «Подводная лодка проекта 629», альманах «Тайфун», выпуск № 3, СПб, 2002 г.;
•   Запольский А.А. «Стратегическим ракетоносцам – быть!», альманах «Подводное кораблестроение. Прошлое, настоящее, будущее», выпуск № 11, изд. СПМБМ «Малахит», СПб, 1998 г.;
•   Караваев Б.А. «К-107: первая автономка», альманах «Тайфун» выпуск № 2, СПб, 2002 г.;
•   Касатонов В.А. «Флот выходит в океан», изд. «Астра-Люкс», СПб, 1995 г.
•   Коллектив авторов под ред. Подвига П.Л. «Стратегическое ядерное вооружение России», изд. АТ, Москва, 1998 г.
•   Коршунов Ю.Л., Кутовой Е.М. «Баллистические ракеты отечественного флота», изд. Гангут, СПб, 2002 г.
•   Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991 г.», историческое морское общество, СПб, 1996 г.;
•   Курганов И.С., Павлов П.А. «Подводные лодки проекта 629. Часть 1», журнал «Морская коллекция» № 1-2016, изд. «Моделист-конструктор», Москва, 2016 г.
•   Курганов И.С., Павлов П.А. «Подводные лодки проекта 629. Часть 2», журнал «Морская коллекция» № 12-2017, изд. «Моделист-конструктор», Москва, 2017 г.
•   Лебедько В.Г. «Верность долгу», историко-хроникальное повествование, изд. «Развитие», СПб, 2005 г.;
•   Лубянов А.Н. «Прорыв в глубину», изд. «Таврида», Симферополь, 2003 г.;
•   Самко Ю.Г. «ВМФ России в Прибалтике», альманах «Тайфун», выпуск № 3, СПб, 1998 г;
•   Саркисов А.А. (под общей редакцией). «Роль российской науки в создании отечественного подводного флота», изд. «Наука», Москва, 2008 г;
•   Семенов В.Н. «История Подводных сил России на Дальнем Востоке», том 2, Владивосток, 2012 г.;
•   Широкорад А.Б. «Советские подводные лодки послевоенной постройки», изд. «Арсенал пресс», Москва, 1997 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.

Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


© 2008 - 2023 Составитель Илья Курганов. Все права защищены.
© 2008 - 2023 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved.

© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru


Рейтинг@Mail.ru