Аварии


 

К-8
проект 627а «Кит», заводской номер 261

 

1970 год, 8 апреля


обстоятельства аварии

в 22.30 на 52-е сутки похода подводная лодка всплывала с глубины 140 метров на сеанс связи. Почти одновременно в рубке гидроакустиков в 3-м отсеке и в труднодоступном месте 7-го отсека из-за короткого замыкания в кабельных трассах произошел пожар. Увеличив ход с 10 до 16 узлов в 22.36 лодка всплыла. Очаг возгорания в 3-м отсеке был ликвидирован системой ВПЛ, но из-за сильного задымления и высокой концентрации угарного газа личный состав 3-го отсека был выведен 4-й отсек. Очаг пожара в 7-м отсеке был большой интенсивности из-за поступления масла системы смазки АТГ и раскрытия регенеративных патронов В-64. Пожар тушился системой ВПЛ. Уже через 2 минуты после начала пожара личный состав 7-го отсека был выведен в 8-й отсек. Сработала аварийная защита ядерного реактора левого борта, затем была сброшена аварийная защита ядерного реактора правого борта. Вышла из строя вся электроэнергетическая система, лодка лишилась хода, электроэнергии и связи. Командир дал приказание на пуск двух дизель-генераторов. Оба дизель-генератора были пущены, но принять нагрузку на них не смогли из-за необесточивания щита гребного электродвигателя в 7-м отсеке. Через 40 минут работы начался перегрев, и дизель-генераторы пришлось остановить. Средства пожаротушения применялись не эффективно. Пожар тушили методом герметизации отсеков. Через 4 мин. после всплытия личный состав пульта ГЭУ, не занятый в управлении, был переведен в 6-й отсек, а через 30 мин из-за высокой температуры и загазованности все находившиеся в 6-м отсеке, включившись в ИДА-59, перешли в 4-й отсек. Тем временем, на пульте ГЭУ остался отрезанным и погиб весь состав первой смены: инж.-кап. 3-го ранга Хаславский В.Г., инж.-кап. л-т Чудинов А.С., ст. инж. л-ты Шостаковский Г.В. и Чугунов Г.Н. Аварийно-спасательный люк 8-го отсека первоначально отдраить не удалось из-за поступления воздуха в 8-й отсек. Сравнять давление воздуха в 8-м отсеке через клапан отсоса воздуха водолазом также не удалось. Аварийные партии дважды осматривали 3-й и 4-й отсеки, при этом потушили вновь возникшее возгорание в 3-м отсеке в рубке гидроакустиков. В момент объявления тревоги в лазарете после операции аппендицита находился ст. 1 статьи срочной службы Ильченко Ю. Его ИДА находился в другом отсеке, и, спасая своего подопечного, начальник медицинской службы капитан м\с Соловей А.М. отдал ему свой дыхательный аппарат.

09.04.1970 весь личный состав 4-го отсека выведен на мостик через 3-й отсек. Израсходовав запас воздуха в ИДА, в кормовых отсеках погибли 15 человек. В живых чудом остались четверо, в том числе и ст. 1 статьи Ильченко Ю., который и рассказал о подвиге корабельного врача. В 2 часа ночи был отдраен люк 8-го отсека и выведено 4 человека, вынесено 13 погибших. К 4 часам утра выведен весь личный состав кормовых отсеков, в дальнейшем эти отсеки не осматривались, их состояние оставалось неизвестным. Лодка лежала в дрейфе без связи, были загазованы отсеки с 3-го по 9-й. На перекличке выяснилось, что в результате пожара погибло 30 человек. Личный состав расположился в 1-м и 2-м отсеках, часть – на верхней палубе. Неизвестна была судьба мичмана Посохина С. Кто-то вспомнил, что перед эвакуацией видел его в отсеке. Тотчас отдраили верхний люк, а через несколько минут мичман самостоятельно вышел на верх. Он один несколько часов боролся с пожаром в горящем отсеке. В 14.15 на горизонте появилось судно. Был подан сигнал пятью красными ракетами. Подошедший сухогруз оказался канадским «Clyvde Ore». Приблизившись к лодке на 15 кбт, канадское судно обошло по дуге, развернулось на прежний курс и не оказав помощи терпящей бедствие подводной лодке, полным ходом удалилось. Для поддержания дифферента была в первый раз продута кормовая группа ЦГБ.

10.04.1970 через 30 часов после начала аварии лодку случайно обнаружило болгарское судно «Авиор» с советским капитаном наставником на борту. Через его радиостанцию в Варну было передано сообщение об аварии. Из Варны сигнал об аварии был передан в Москву, только таким образом в ГШ ВМФ стало известно об аварии. На помощь лодке были посланы: К-83 пр. 629, Б-109, Б-413 пр. 641, рзк «Харитон Лаптев», гидрографические суда «Лотлинь» и «Гирорулевой», брк «Бойкий», буксир СБ-38 и киллектор КИЛ-22. К 17.00 на «Авиор» была переправлена группа экипажа из 43 человек, не занятых борьбой за живучесть. В 18.30 были ещё раз продуты кормовые балластные цистерны. Положение лодки было тяжёлым: запас ВВД был на исходе, пополнение его не было возможности, поскольку лодка была обесточена, дифферент на корму постоянно нарастал; погода ухудшалась, запас баллонов с кислородом для ИДА также был израсходован.

11 апреля 1970 г. к 03.00 к подводной лодке подошёл теплоход «Саша Ковалёв», в 04.20 – теплоход «Комсомолец Литвы», а несколько позже – теплоход «Касимов». К середине дня подводники с «Авиора» перешли на «Касимов». «Комсомолец Литвы» в это время безуспешно пытался завести буксирный конец на лодку. Мешала волна 5-6 баллов. В 19.00 это удалось, но трос при первой попытке буксировке лопнул. К этому времени вся кормовая надстройка лодки от 8-го отсека была постоянно в воде. В 19.00 из Североморска вышли плавбаза «Волга» с экипажем К-5 и руководителем операции по спасению – начальником штаба 1-й флотилии контр-адм. Михайловским А.П., и крейсер «Мурманск» с командующим флотом на борту. В 22.10 в носовых отсеках стало невозможно находиться – угарный газ поступал через неплотности переборок. Еще 30 моряков были эвакуированы на «Касимов». На лодке остались 22 человека, которые разместились в ограждении рубки. Волна проходя от кормы в нос, заливала уже всю надстройку вплоть до 1 отсека. Дифферент составлял 3-7 градуса на корму.

12 апреля 1970 г. в 02.40 район аварии подошел рзк «Харитон Лаптев». В 06.13 второй помощник судна «Касимов» заметил красную ракету с направления, где была лодка, а радиолокационная отметка от К-8 быстро исчезла. Через минуту раздались два сильных гидравлических удара, свидетельствующие о гибели лодки. В 06.35 суда подошли в точку гибели, но поднять на борт удалось лишь тело одного погибшего – командира 2-го дивизиона БЧ-5 кап. 3 ранга Рубеко В.П. Было обнаружено и тело командира кап. 2 ранга Бессонова В.Б., но поднять его не удалось – тело ушло под корпус «Харитона Лаптева». Подлодка затонула на глубине 4125 метров от потери продольной остойчивости.


причины аварии

Наиболее вероятной причиной пожара явилось воспламенение паров масла гидравлики от искры электрооборудования 1-го отсека или же возгорание редукционного клапана ИДА-59 и паров масла. Из-за разуплотнения ВВД тление в аварийном отсеке длилось несколько суток, что привело к загазованности ЦП и отравлению части личного состава в нем при открытии двери и переборочной захлопки. Из-за скоротечности развития пожара личный состав в ИП-46 и ИДА-59 не включился, покинул отсек без приказания, что привело к гибели значительной части личного состава 2-го отсека и не спасла, в том числе, и личный состав 1-го отсека. Действия ГКП в дальнейшем были правильны, позволили сохранить работоспособность оставшейся части личного состава и возвратиться в базу своим ходом. На помощь К-3 были направлены буксир МБ-52, спасатель «Бештау», большой противолодочный корабль «Стройный» и крейсер «Железняков». Первым к аварийной подводной лодке подошел разведывательный корабль «Вертикал», наведенный на потерявшую связь подводную лодку самолетами Ту-16 и сопровождал ее до территориальных вод СССР. Данная авария предопределила необходимость разработки и внедрения негорючих жидкостей в судовой системе гидравлики и портативных дыхательных устройств для ведения БЗЖ.


список личного состава, погибшего при аварии

1. Боглаев Сергей Фёдорович, матрос, радиометрист группы ОСНАЗ, 1946 г.р.
2. Богачев Владимир Михайлович, матрос, ученик-радиотелеграфист, 1947 г.р.
3. Богачев Николай Михайлович, старшина 2 статьи, старший трюмный, 1946 г.р.
4. Буторин Алексей Алексеевич, мичман, специалист СПС, 1942 г.р.
5. Вичерин Игорь Васильевич, старший матрос, старший инструктор-радиотелеграфист, 1945 г.р.
6. Воробьёв Александр Васильевич, матрос, старший торпедный электрик, 1946 г.р.
7. Ганин Геннадий Иванович, инженер-капитан-лейтенант, командир дивизиона живучести, 1937 г.р.
8. Гайвас Аркадий Константинович, матрос, старший гидроакустик, 1946 г.р.
9. Гаидей Сергей Никитович, старшина 2 статьи, старший радиометрист, 1943 г.р.
10. Гарогонич Юрий Иванович, старшина 2 статьи, старший электрик, 1945 г.р.
11. Горшков Сергей Фёдорович, капитан 2-го ранга, старший помощник командира, 1932 г.р.
12. Гурин Виктор Михайлович, лейтенант, командир группы ОСНАЗ, 1942 г.р.
13. Гурьев Николай Николаевич, старшина 2 статьи, старший трюмный, 1944 г.р.
14. Зацепин Николай Михайлович, старшина 2 статьи, старшина команды торпедных электриков, 1946 г.р.
15. Иванов Анатолий Иванович, старшина 2 статьи, старший электрик, 1945 г.р.
16. Коморкин Лев Фёдорович, капитан 3 ранга, командир БЧ-3, 1936 г.р.
17. Кисловский Геннадий Иванович, старшина 2 статьи, старший инструктор торпедный электрик, 1945 г.р.
18. Клименчук Владимир Леонтьевич, матрос, ученик-торпедист, 1947 г.р.
19. Кузьмицкий Виктор Антонович, матрос, ученик-трюмный, 1947 г.р.
20. Кутепов Анатолий Александрович, матрос, ученик-радиотелеграфист группы ОСНАЗ, 1947 г.р.
21. Коровин Александр Васильевич, матрос, ученик-трюмный, 1947 г.р.
22. Лаврушкин Владимир Петрович, старший матрос, рулевой-сигнальщик, 1945 г.р.
23. Маляр Анатолий Алексеевич, инженер-капитан-лейтенант, командир группы управления, 1937 г.р.
24. Миунин Владимир Яковлевич, главный старшина, командир отделения электриков, 1943 г.р.
25. Мусатов Владимир Иванович, мичман, старшина команды торпедистов, 1935 г.р.
26. Осипчук Александр Степанович, матрос, ученик-торпедист, 1947 г.р.
27. Петреченко Александр Иванович, лейтенант, командир электронавигационной группы, 1942 г.р.
28. Пасталатий Виктор Фёдорович, матрос, ученик-торпедист, 1947 г.р.
29. Пузевич Константин Сидорович, старшина 2 статьи, старший инструктор-торпедист, 1944 г.р.
30. Розанов Валерий Николаевич, старшина 2 статьи, старший торпедист, 1944 г.р.
31. Романцов Борис Митрофанович, старшина 2 статьи, старший радиотелеграфист группы ОСНАЗ, 1944 г.р.
32. Романов Виктор Николаевич, матрос, старший штурманский электрик, 1946 г.р.
33. Слукин Михаил Иванович, старшина 2 статьи, старший трюмный, 1946 г.р.
34. Смирнов Валентин Николаевич, капитан-лейтенант, флагманский химик 3-й дпл, 1938 г.р.
35. Соболев Николай Петрович, матрос, старший радиотелеграфист группы ОСНАЗ, 1947 г.р.
36. Таранов Владимир Георгиевич, старшина 2 статьи, старший торпедист, 1944 г.р.
37. Тарабан Виктор Иванович, старший матрос, старший моторист, 1945 г.р.
38. Юзефович Пётр Иосифович, старшина 2 статьи, старший трюмный, 1944 г.р.
39. Ярошевич Владимир Николаевич, матрос, трюмный, 1946 г.р.


источники:

•   Воспоминания членов экипажа;
•   Сайт СВВМИУ. http://www.svvmiu.ru.

историческая справка подводной лодки

мартиролог подводных лодок

дополнительно


•   Описание проекта 627 и 627а

•   Фотоальбом проекта 627

•   Список принятых сокращений


Если Вы можете что-либо добавить к приведенным данным, внести уточнения или предоставить фотографии, свяжитесь с автором по e-mail: admin@ruspodplav.ru


Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


© 2000 - 2022 Составитель Илья Курганов. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2000 - 2022 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru



Рейтинг@Mail.ru